«Букет» соберет дома и троллейбусы

Саратовская группа компаний «Букет» выкупила долги Тушинского машиностроительного завода у Банка Москвы. На части территории может быть построен жилой комплекс
ТМЗ нужен «Букету», чтобы обслуживать троллейбусы, которые он будет поставлять Москве/ Е. Самарин/ Риа Новости

«Букет» выкупил долги Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) перед Банком Москвы, рассказали «Ведомостям» несколько высокопоставленных чиновников мэрии. Банк Москвы не является кредитором ТМЗ – долг был продан по цессии, сообщила пресс-служба банка. Московским властям об этом известно, подтвердил первый замруководителя департамента промышленной политики Москвы Андрей Уваров. Долг составлял 6,47 млрд руб. Задолженность продана с дисконтом и с рассрочкой на несколько лет, рассказал близкий к акционерам «Букета» источник. Общий долг завода, по словам близкого к «Букету» источника, составляет около 9 млрд руб.

На начало 2012 г. долг предприятия перед Банком Москвы был в 4,69 млрд руб. (без учета задолженности по процентам, штрафам и пеням). Банку Москвы, судя по данным СПАРК, принадлежат 24,98% завода, основной же акционер с долей в 50,67% – департамент имущества Москвы.

ТМЗ может комплектовать автобусы и троллейбусы, промышленные комплексы по переработке изношенных автомобильных шин, резиновые трамвайные переезды и оборудование для гидроэлектростанций малой мощности. Сейчас предприятие убыточно, утверждает близкий к ТМЗ источник: убытки составляют примерно $1 млн в месяц. Заказов практически нет, на заводе работает около 1000 человек, зарабатывает же ТМЗ в основном на сдаче в аренду недвижимости. В октябре 2012 г. Арбитражный суд Москвы по заявлению ООО «Бизнес строй инвест», которому ТМЗ задолжал 58 млн руб., ввел на предприятии процедуру наблюдения. Иски к заводу подали также ЗАО «Металлкран-сервис», ООО «ТМЗ 11» и Банк Москвы. Чиновники обсуждали несколько вариантов оздоровления предприятия, в том числе временное замораживание ряда производств, сборку на ТМЗ троллейбусов MAN и девелоперский проект на территории завода. Часть из 52 га, которые завод занимает в промзоне Южное Тушино, предполагалось отдать под стройку, здесь можно было построить жилой комплекс на 200 000 кв. м. Теперь у города, по словам Уварова, есть планы приватизировать завод, правда, ни сроки, ни параметры торгов еще не определены. Правительство Москвы, по его словам, будет требовать сохранения профиля предприятия.

Новые кредиторы намерены санировать предприятие, говорит близкий к «Букету» источник. О банкротстве, по его словам, речи не идет. Теперь новый кредитор, по его словам, собирается договориться с другими кредиторами.

«Букет», по словам близкого к компании источника, собирается развивать на ТМЗ машиностроение. Завод, по его словам, уже получил первый заказ на разработку эскалаторов для московского метро, а в будущем планируется комплектовать троллейбусы по городскому заказу. Машиностроение для «Букета» не новый бизнес: группа владеет троллейбусным заводом в Энгельсе. Этот завод недавно выиграл тендер на поставку Москве 263 троллейбусов за 2,5 млрд руб. Город собирается вводить контракты жизненного цикла (т. е. с послепродажным обслуживанием), площадка на ТМЗ необходима в том числе и для того, чтобы ремонтировать эти троллейбусы, объясняет собеседник «Ведомостей».

Впрочем, часть территории ТМЗ все же может быть застроена. У новых кредиторов есть договоренность с городом об использовании части территории под девелоперский проект, утверждает другой близкий к «Букету» источник и подтверждает источник в столичной мэрии. Сейчас готовится документация на участок в 1,6 га в пр-де Досфлота, говорит близкий к «Букету» источник: это «очень хорошее место с видами на Москву-реку», где можно построить 50 000 кв. м жилья бизнес-класса, говорит он. Именно этот проект, по словам источника, может помочь вытащить экономику ТМЗ. Территория ТМЗ малопригодна для девелопмента: на ней несколько десятков собственников и с каждым еще нужно договориться, возражает представитель «Букета».

У «Букета» уже есть как минимум два девелоперских проекта в Москве: жилой комплекс в Причальном проезде на 167 000 кв. м и жилой комплекс на месте Московского жиркомбината с перебазированием производства в Лыткарино.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (Смарт-версия).