Крупнейший интернет-портал о недвижимости Zoopla может выручить 1 млрд фунтов в ходе IPO

Аналитики уверены: основными покупателями акций Zoopla могут стать риэлторы, им предложат 20%-ную скидку и статус акционера
Simon Dawson/ Bloomberg

Известный портал о недвижимости Zoopla и второй крупнейший специализированный сервис о жилье в Великобритании в этом месяце проведет IPO. По итогам первичного размещения портал может выручить 800 млн - 1 млрд фунтов стерлингов, прогнозируют аналитики. Само руководство Zoopla оценивает себя по верхней границе ценового диапазона, считая, что у портала сейчас больше перспектив для роста, чем у главного конкурента - Rightmove. Однако даже с учетом размещения заработки Zoopla будут все равно меньше, чем у Rightmove.

В Великобритании порталы о недвижимости приносят своим владельцам большую прибыль, чем интернет-ресурсы на другую тематику. Сейчас, когда национальный рынок жилья находится на подъеме, денежные потоки, на которые могут рассчитывать собственники подобных сервисов, увеличиваются. Так, Rightmove сейчас зарабатывает в 30 раз больше, чем еще год назад. Обычно контент порталов о недвижимости бесплатен для посетителей, они живут за счет продажи рекламных объявлений, которые дают агентства недвижимости и девелоперы, чтобы распродать свои объекты, и постоянно поднимают ставки.

У Zoopla и Rightmove уже появились агрессивные конкуренты. Например, портал о недвижимости Agents' Mutual (его основали крупные агентства недвижимости и консалтинговые компании, в числе которых Knight Frank и Savills, не желающие отдавать Zoopla и Rightmove все большие суммы) занялся демпингом, пообещав риэлторам не изменять стоимость рекламы в течение пяти лет. Однако у Zoopla и Rightmove пока есть рычаги давления на агентов: они могут закрыть им доступ к объявлениям, которые размещают собственники напрямую. "У этих порталов огромные аппетиты, они всерьез хотят конкурировать с риэлторами", - беспокоится Йен Спрингетт, руководитель Agents' Mutual. К сервису Agents' Mutual уже присоединились 2300 агентов-подписчиков. "Мы не хотим жить по правилам, которые нам диктуют Zoopla и Rightmove", - говорит Рассел Куирк, генеральный директор агентства Emoov.

Сейчас Zoopla берет с каждого рекламодателя 301 фунт в месяц, у Rightmove ставки выше - 607 фунтов в месяц. Но Zoopla снова обещает поднять расценки, как только добавит новые функции на сайт и его мобильную версию. Агенты жалуются: выбить у интернет-порталов более низкие тарифы или спецпредложения почти нереально. Сейчас у Zoopla 19 000 подписчиков-риэлторов.

Шаг Zoopla вполне логичен, считают аналитики. У портала нет острой потребности в деньгах, поэтому затея с IPO - всего лишь желание сохранить постоянных клиентов, которые могут уйти к конкурентам. Агентам интернет-портал предложит 20%-ную скидку на акции. Для риэлторов уже зарезервировано 20 млн ценных бумаг в будущем размещении.

Интернет-портал Zoopla был основан в 2007 г. Сейчас 92% компании владеют британский медиаконгломерат Daily Mail - General Trust и венчурная компания Atlas Venture. Их доля в интернет-портале оценивается в 540 млн фунтов. Еще 8% - у генерального директора портала Алекса Честермана. Посещаемость сервиса постоянно растет: с начала года на него ежемесячно заходит 41 млн человек (половина - с мобильных устройств), за аналогичный период прошлого года посетителей было всего 27 млн человек в месяц. Zoopla проведет первичное размещение на Лондонской фондовой бирже. Портал планирует продать 179 млн акций (43% от существующего акционерного капитала). Предполагается, что акции будут торговаться в пределах 200-250 пенсов за штуку.

Перевела Юлия Петрова