Геннадию Тимченко не дают строить ЦКАД

Федеральная антимонопольная служба отменила конкурс на строительство одного из участков ЦКАД стоимостью 42 млрд руб., который достался АРКС Геннадия Тимченко
Максим Стулов/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Уже состоявшийся конкурс на право строить и обслуживать секцию 5 ЦКАД отменен по жалобе «Стройгазконсалтинга», сообщила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ближайшее время будет вынесено предписание о внесении изменений в конкурсную документацию, что фактически означает отмену конкурса, добавляет представитель ведомства.

Представитель госкомпании «Автодор», ответственной за проект, отказался комментировать решение ФАС до получения предписания. На изготовление текста решения отводится до трех дней, говорит представитель ФАС.

21 ноября конкурсная комиссия «Автодора» признала победителем компанию «Кольцевая магистраль» - 100%-ную «дочку» ИФСК АРКС, 25% которой принадлежит «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко. АРКС получила контракт на строительство и обслуживание 76-километрового участка нового кольца. Стоимость строительства согласно предложению АРКС составит 42,4 млрд руб. при стартовой цене в 42,8 млрд.

На контракт претендовали «Мостотрест» (в числе совладельцев - Игорь Ротенберг, сын бизнесмена Аркадия Ротенберга), «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова, ДСК «Автобан» и «Крокус интернэшнл» Араса Агаларова. «Крокус» был отстранен от конкурса из-за несоответствия заявки требованиям к квалификации, а из оставшихся участников конкурса успешнее всех был «Стройгазконсалтинг», набравший 56,1 балла против 61,2 у победившей АРКС.

АРКС удалось одержать победу благодаря критерию «организационно-технические предложения» (40% итогового балла), следует из протокола заседания конкурсной комиссии. Баллы по этому критерию в отличие от количественных показателей конкурса на свое усмотрение выставляют члены конкурсной комиссии. Причем на этот раз конкурсная комиссия не стала публиковать, какие именно баллы выставил каждый из ее членов, хотя обычно эта информация включается в протокол.

АРКС получила максимальные 40 баллов, «Автобан» - 32,9, «Мостотрест» - 20,3, а «Стройгазконсалтинг» - 2,62. Такое распределение баллов - одна из претензий «Стройгазконсалтинга», следует из сообщения ФАС: установленный «Автодором» порядок оценки и сопоставления заявок не являлся объективным, что привело к присвоению необоснованно низкого балла, заявила компания.

Такое распределение баллов действительно кажется странным, говорит человек, близкий к одной из участвовавших в конкурсе компаний: «Стройгазконсалтинг» выиграл конкурс на право строить и обслуживать первую секцию той же ЦКАД, получив по тому же критерию куда более высокий балл. Конкурсная комиссия тогда поставила "Стройгазконсалтингу" 18 баллов. Но теперь качество его технических предложений оказалось оценено на порядок ниже. При этом в оценке предложений участвовал один и тот же независимый технический консультант, замечает федеральный чиновник, непонятно, как результат может отличаться так сильно.

Большой вес самого субъективного критерия - спорный вопрос, признает федеральный чиновник: компания, побеждающая на конкурсе, в любом случае получает уже готовый проект, прошедший госэкспертизу, который редко претерпевает существенные изменения. С другой стороны, нельзя выбирать подрядчика таких сложных контрактов только по цене, настаивает сотрудник строительной компании: нужен баланс между объективными и субъективными критериями.

«Можем выразить сожаление, что работы по проекту задерживаются», - сказал представитель АРКС. Представитель «Стройгазконсалтинга» от комментариев отказался.