Частные инвесторы переключаются с квартир на коммерческие помещения

Средний бюджет покупки – до 50 млн рублей
Инвесторы полюбили торговые помещения в новостройках/ Евгений Егоров/ Ведомости

Объем предложения в стрит-ритейле в этом году вырос, но помещение теперь найти труднее, отмечает гендиректор ГК «Теремок» в Петербурге Виталий Свидовский. По его оценке, ставки снизились в пределах 10%. В новостройках дела вести легче, но там ниже покупательная способность, сказал он. По словам Свидовского, у «Теремка» есть два успешных проекта в новостройках – в Кудрове и Девяткине. Рынок не успевает восполнять форматные коммерческие помещения, которые пользуются высоким спросом у ритейлеров, говорит представитель ГК «Дикси» Владимир Русанов. Арендные ставки, по его словам, за год не изменились, а договоры аренды компании обычно заключаются на этапе ввода здания в эксплуатацию.

Более половины объектов на рынке стрит-ритейла неликвидно, такие проекты ощутимо просели и срок их экспозиции возрос до непрогнозируемого максимума, говорит коммерческий директор Steit Роман Стогов. Многие жилые проекты сегмента масс-маркет заселяются дольше, чем планировалось. Существенная доля квартир приобретались 2–3 года назад в инвестиционных целях, в отсутствие покупателей или арендаторов они долго пустуют – это сказывается на востребованности встроенных помещений, указывает Стогов.

Спрос на встроенные коммерческие помещения зависит прежде всего от удачного места с интенсивным трафиком, отмечает представитель девелопера «Леонтьевский мыс». Самый высокий спрос на встроенные помещения – в Центральном и Петроградском районах, где свободных помещений мало, а нового жилья строится немного. По его словам, за последний год спрос на встройку в новых домах в удачных локациях вырос не меньше чем на 30%, цены увеличились в среднем на 5–10%. Договоры с арендаторами «Леонтьевский мыс» заключает не менее чем на пять лет. Повышенный спрос наблюдается на помещения с витринными окнами на первой линии с удобным отдельным входом с улицы, такой продукт не застаивается, комментирует директор по маркетингу и рекламе Legenda Всеволод Глазунов. По его словам, большая часть коммерческих помещений Legenda продается задолго до завершения строительства. «Из стрит-ритейла постепенно уходят многочисленные офисы и отделения банков, на их место приходят несетевые операторы и предприятия общепита», – рассуждает Глазунов.

В первом полугодии 2017 г. в Петербурге, по данным Knight Frank, было введено в эксплуатацию 68 000 кв. м встроенных коммерческих помещений, из них 47% – в Петроградском районе, где были введены ЖК «Леонтьевский мыс», «Привилегия», четвертая очередь «Европа сити». Помещения площадью 100–200 кв. м на локальных торговых улицах в спальных районах (пос. Шушары, ул. Оптиков / Туристская улица, квартал «Балтийская жемчужина»), по данным Knight Frank, сдаются от 1200 до 2500 руб. за 1 кв. м в месяц.

Профессиональные инвесторы переориентируются с покупки квартир на коммерческие объекты, замечает гендиректор ООО «ЦРП «Петербургская недвижимость (ПН)» Олег Пашин. Пользуются спросом помещения площадью 40–50 и 100–150 кв. м для кафе, аптек, магазинов. Инвесторы, активно сотрудничающие с сетевыми продуктовыми супермаркетами, вкладывают деньги в помещения площадью от 450 до 1200 кв. м. Цена помещений с привлекательными характеристиками, по данным ПН, может варьироваться от 150 000 до 260 000 руб. за 1 кв. м. В Knight Frank оценивают бюджет покупки частных инвесторов до 50 млн руб., раньше они вкладывались в квартиры, а теперь основной спрос этой группы приходится на встроенные коммерческие помещения в новых жилых комплексах. По доходности стрит-ритейл превосходит квартиры, отмечают консультанты.

«Застройщики строят коммерческую недвижимость под любую деятельность, другое дело инвесторы, которые покупают под продовольственный ритейл, – они заинтересованы именно в нас, так как это длинные надежные договоры, известность на рынке и предсказуемость», – говорит Русанов.

Исправленная версия: в четвертом абзаце исправлена стоимость аренды.