Чем украсить фасад

Богатый декор в тренде на рынке элитных новостроек
Выразительные фасады формируют облик города и служат своего рода навигационными знаками/ Максим Стулов / Ведомости

Идеолог постмодернизма Чарльз Дженкс называл скульптуру самой понятной метафорой, которая считывается широким зрителем и создает первую эмоциональную связь людей с архитектурой. И хотя нынешние застройщики и представители эксплуатирующих организаций оценивают объемный декор фасадов несколько иначе, архитекторы уверены – скульптуры нужны, как те, что еще сохранились на домах-памятниках, так и новые.

Человек всегда старался украсить и персонифицировать свое жилое пространство, говорит гендиректор и главный архитектор «Северин проекта» Александр Балабин. В Москве дореволюционных атлантов и муз на фасадах и фресках сменяли рабочие, колхозницы, красноармейцы и гигантские гербы страны Советов, мозаика и барельефы щедро украшали советские госучреждения, высотки, дома культуры и НИИ. Затем была борьба с излишествами в архитектуре во имя максимального удешевления строительства, напоминает управляющий партнер компании «М2Маркет» Андрей Кугий: «Со времен Хрущева создание красивых зданий не стояло в приоритете». Сейчас скульптуры возвращаются на фасады зданий. Причин у такого ренессанса несколько. Прозаическая и основная – это выгодно девелоперам.

Роскошь в деталях

Предложение элитного жилья в Москве за последние три года увеличилось почти вдвое. Чтобы выделиться, сделать запоминающийся проект, нужна уникальная концепция, которую поддерживают в том числе детали экстерьера, объясняет возродившийся интерес к декорированию фасадов первый заместитель председателя правления корпорации «Баркли» Александр Красавин. Например, верхнюю часть главного фасада Barkli Gallery напротив Третьяковской галереи украшает оригинальный барельеф из архитектурного бетона, изображающий «покровителя дома, образ которого был выбран для позиционирования бренда», рассказывает Красавин.

«Классика, модерн снова в моде, русский человек тяготеет к тяжелым фасадам, скульптурам, гобеленам», – описывает руководитель «Kalinka недвижимости» Марина Юсова. «Застройщики возвращают в проекты лепнину, орнаменты, восстанавливают аутентичные элементы – все это повышает ценность объекта в глазах покупателя», – поддерживает руководитель направления новостроек департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Юрий Щербаков. В проекте «Дом с атлантами» (бывший доходный дом купца Расторгуева – объект культурного наследия, весь богато декорированный главный фасад здания входит в предмет охраны) четыре атланта, поддерживающие балкон над парадным входом, монументальны и символичны, именно они и привлекают покупателей в первую очередь, рассказывает гендиректор «ВМС девелопмента» Сергей Решоткин. «В таком здании приобретают не только квадратные метры, но и частичку истории города. Атланты помогают максимально визуализировать и придать дополнительную тактильность чувству сопричастности многовековому наследию», – гордится он проектом.

Удачными примерами «богатых фасадов» – как исторических образцов, так и современных проектов – эксперты считают уже упомянутый «Дом с атлантами» и Stoleshnikov 7 от «ВМС девелопмента», комплексы «Большая Дмитровка IX» с масками фараонов («Ингеоцентр»), «Малая Бронная, 15» («Лид-эстейт»), «Дом со львами» на Малой Молчановке («Стройинком-К»).

Льготы за реставрацию

«В ряде европейских стран поощряют налоговыми льготами инвесторов и девелоперов, которые берут на себя ответственность по реставрации памятников», – комментирует директор по развитию и консалтингу KEY Capital Эвелина Ишметова. В качестве примера эксперт приводит Германию: «Если удается доказать в земельном или федеральном департаментах по культурному наследию расходы на восстановление и поддержание внешнего и внутреннего вида памятника архитектуры, то такому инвестору могут списать с налогов на прибыль все понесенные на восстановление расходы. Происходит это, правда, в течение 12 лет после завершения реконструкции». Кроме затрат на реконструкцию памятников архитектуры владельцам исторической недвижимости, как юридическим, так и физическим лицам, налоговая инспекция возвращает расходы на ее поддержание в хорошем состоянии: в первые восемь лет – в размере 9%, в последующие четыре года – в размере 7%. В России подобная практика еще не внедрена.

В проекте на Малой Бронной архитектор Дмитрий Великовский придумал классический фасад с рустованным основанием и высокими пилястрами. Завершающим аккордом стал скульптурный декор, в данном случае отталкивались от работ французского скульптора XVI в. Жана Гужона. «В двух кругах над входами появились симметричные изображения фараоновой собаки, похожей на бога Анубиса. Она – страж дома, как и античные воины – их профили позаимствованы с римских монет II тысячелетия до нашей эры. Лепные гирлянды из фруктов и цветов – символы процветания и плодородия, которые используются в архитектуре со времен Древней Греции», – описывает руководитель отдела продаж жилой недвижимости «Лид-эстейта» Дмитрий Новиков. Ключевая часть проекта – четыре музы Просвещения в античных тогах ведут диалоги на террасе. Это аллегория «античного народа», продолжает Новиков: «Подтекст композиции – умение слушать и слышать собеседника, важность общения, диалога, умение договариваться». Многофигурный рельеф на фасаде – история про то, как Моисей вывел евреев из египетского рабства. За основу взяты рисунки Гюстава Доре из иллюстрированной Библии 1853 г., поэтому некоторые персонажи изображены с несвойственными библейским героям саквояжами. Это отсылка к древнему мифу, что, только пройдя через многочисленные испытания, люди нашли свой настоящий дом, в котором смогут быть счастливы и который объединит разные поколения, – застройщик не упустил, кажется, ни одной эпохи, составляя архитектурное послание потенциальным клиентам.

«Качественные скульптуры, мозаики, барельефы стоят не так дорого, но на порядок повышают эстетические свойства постройки», – уверен Балабин. Даже демонстрируемое порой застройщиками отсутствие чувства меры не беда, рассуждает он: «Нелепо украшенные дома сегодня вызывают недоумение и смех, но постепенно они впишутся в городской пейзаж и станут местной достопримечательностью. Возможно, через какое-то время к таким домам начнут водить экскурсии».

Скульптура может стать не только украшением, уникальной приметой авторской архитектуры, но и способом вписать здание в контекст, обозначить связь с историей района, улицы, – так оценивает высокую миссию этого вида украшения зданий партнер и главный архитектор бюро Blank Architects Магда Чихонь.

Если колосс упадет

Любой дополнительный элемент на фасаде требует внимания и ухода. Многие скульптуры на исторических зданиях на долгие годы оказываются затянуты сетками – у города нет денег на их укрепление и реставрацию. Но, как уверяют эксперты, у элитных проектов со своей УК проблем быть не должно. По словам директора по эксплуатации компании «Высота-сервис» Дениса Смирнова, в настоящее время применяются облегченные композиты, которые дешевле натуральных материалов и прослужат дольше при правильном уходе. Среди наиболее популярных – полимербетон, архибетон, стеклопластик, стеклофибробетон, полиуретан, реже встречается гипс.

Скульптурные элементы, расположенные на фасадах или, к примеру, на стенах лобби или иных общественных пространств, входят в состав имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности всем владельцам, соответственно, расходы по содержанию несут собственники, говорит Красавин. «К сожалению, зачастую именно нежелание собственников тратиться на ремонт и обслуживание приводит к тому, что возникают аварийные ситуации», – отмечает он.

«Плановые осмотры фасадов и всех его элементов должны проводиться дважды в год или даже чаще, это зависит от сложности конструктива, используемых материалов и других факторов», – добавляет Красавин. «Если какой-то элемент декора упал и нанес физический вред людям – то, безусловно, необходима правовая оценка инцидента со стороны уполномоченных органов. Ответственными могут быть ТСЖ или УК (если не следили за состоянием фасада должным образом); строительная компания (если были нарушения при строительно-монтажных работах); третьи лица (к примеру, скульптура сильно пострадала от умышленного вреда хулиганов)», – рассуждает Красавин. Кугий уточняет: когда застройщик передает здание управляющей компании, он предоставляет соответствующую проектную документацию, которая включает и все то, что касается содержания архитектурных элементов.

Сложнее, когда кариатиды или барельефы – часть охраняемого культурного наследия. В этом случае УК должна обращаться для консультаций и обслуживания в аккредитованные организации. Практикой Петербурга, которая шире, чем в Москве, делится вице-президент ГК АРИН, руководитель жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров: «В каждом конкретном случае аттестованный Минкультом РФ специалист по реставрации совместно с технологом, выбранный главным архитектором проекта реставрации, представляет на рассмотрение методику работ и технологические рекомендации, в которых указан каждый материал, выбранный из разрешенных. После согласования составляется смета. Просто мытье фасадов от копоти и грязи будет стоить от 170 руб./кв. м. В данную сумму входят материалы, работа высотника-реставратора и все остальные расходы. Реставрация может обойтись в сумму до 250 000 руб./кв. м», – делится эксперт.

По его словам, бетон запрещен в реставрационных работах, как и цемент, за исключением ремонта перекрытий и фундамента. «При реставрации необходимо использовать аутентичные материалы, в противном случае такие работы могут попасть под действие статьи УК РФ 243», – напоминает Лавров. Решоткин рассказал, что атлантов реставрировали «на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, по проекту реставрации, который прошел государственную историко-культурную экспертизу и согласован департаментом культурного наследия Москвы. Работы проводились лицензированными реставраторами под авторским надзором главного архитектора реставрации и под надзором департамента культурного наследия». Вернуть к жизни четырех атлантов, по его словам, обошлось в 2,5 млн руб.

После сдачи дома в эксплуатацию и передачи его жильцам обязанность по поддержанию состояния объекта культурного наследия в достойном состоянии будет лежать на собственниках квартир.