Две трети россиян за последний год сталкивались с телефонным мошенничеством

Чаще всего гражданам звонят, а не пишут, говорится в опросе ВЦИОМ
Евгений Разумный / Ведомости

67% опрошенных россиян сообщили о том, что им звонили телефонные мошенники за последние полгода-год. Этот показатель растет: в 2022 г. о таком опыте заявляли 63% респондентов, в 2021 г. – чуть больше половины граждан (57%, +10 п. п. за три года). Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которые есть у «Ведомостей».

В меньшей степени распространено sms-мошенничество: с подобными попытками обмана сталкивался каждый шестой (17%), следует из результатов опроса. В 2022 и 2021 гг. такие sms получал каждый пятый опрошенный (20 и 19% соответственно). Злоумышленники предпочитают использовать звонки, так как в ходе разговора им проще расположить к себе потенциальную жертву и выманить у нее информацию о банковском счете, говорится в исследовании ВЦИОМа.

Среди россиян доминирует мнение, что переведенные мошенникам деньги нужно возвращать, следует из результатов опроса. Чуть меньше половины опрошенных (44%) считают, что этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы. Еще 31% возлагает ответственность на банк, услугами которого пользовался пострадавший. Каждый восьмой опрошенный выступает против возмещения ущерба (13%), сказал гендиректор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.

В июле 2024 г. в силу вступит закон, направленный на борьбу с мошенничеством: если банк допустит перевод денег на мошеннический счет, который находится в специальной базе ЦБ, то он должен будет возместить клиенту деньги в течение 30 дней после получения соответствующего заявления. Также появится и двухдневный период, когда банк не переводит деньги на подозрительный счет, о чем уведомляет клиента.

Сколько украли у россиян

По данным ЦБ, злоумышленники в 2023 г. провели 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов и похитили у граждан и бизнеса 15,8 млрд руб. Это на 33% больше по количеству и на 11,5% больше по объему, чем в 2022 г. При этом банкам удалось вернуть клиентам только 8,7% – почти 1,4 млрд руб. – от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиента. Для сравнения: в 2022 г. этот показатель составил 4,4%, или 618,4 млн руб.

При этом 7% респондентов из числа столкнувшихся с мошенниками понесли финансовые потери, следует из итогов опроса. 4% оценили денежный ущерб как значительный, остальные 3% – как незначительный. Абсолютное же большинство опрошенных ВЦИОМом россиян (93%), которым звонили и писали злоумышленники, смогли их распознать и не понесли денежного ущерба. В 2022 и 2021 гг. – по 91%.

Методы выманивания персональных данных совершенствуются, а также улучшается таргетирование на потенциальных жертв в зависимости от уровня образования, финансовой грамотности и возраста, добавил Абрамов. Например, мошенникам известно, что молодежь предпочитает чаты звонкам, поэтому эта возрастная когорта чаще сталкивается с sms-мошенничеством (18–24 года – 25%, 25–34 года – 24%, а среди россиян старше – 12–17%).

Кого обманывают

Чаще всего с телефонным мошенничеством сталкиваются жители обеих столиц: 85% москвичей и петербуржцев. В частности, 81% из них получали звонки от мошенников, а четверть (26%) – sms-сообщения. Жители сельской местности реже имели дело с телефонными аферистами – 57% опрошенных. Из них 55% получали звонки, каждый десятый – эсэмэски (10%).

Число попыток совершения мошеннических звонков в РФ в 2023 г. увеличилось более чем на 70% к предыдущему году, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Использование соцсетей в мошеннических целях – относительно новый вид фрода, по которому пока не научились фиксировать статистику, отметил он. Но, по предположительным подсчетам, до 15 млн попыток звонков происходит ежедневно.

При этом, как отмечает Анкилов, растет и число «отфильтровываемых» операторами вызовов. Один из основных способов мошенничества – подмена номера, напомнил «Ведомостям» представитель «Билайна». Для ее исключения все операторы связи в России до 1 марта 2024 г. должны подключиться к информсистеме «Антифрод», созданной под эгидой Роскомнадзора.

До 8 млн

телефонных звонков совершают злоумышленники ежедневно, говорил 14 февраля зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов

Кроме этого злоумышленники звонят и без подмены номера с помощью виртуальных автоматических телефонных станций, сказал представитель «Мегафона». Как уточнил представитель «Билайна», правоохранительные органы и операторы ведут работу по отслеживанию мошеннической активности с их использованием.

У мошенников сохраняется возможность звонить и с реальных номеров – российских и международных, а также через мессенджеры, добавил представитель Tele2. «Самая главная задача – это сразу положить трубку», – резюмировал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

В телефонном опросе ВЦИОМа 2 февраля приняло участие 1600 россиян.