Статья опубликована в № 2793 от 16.02.2011 под заголовком: SAP прибавила газу

SAP установила российский рекорд

Прошлый год стал рекордным для SAP в России. Оборот ее российского подразделения вырос на 53%, в том числе от продажи ПО – на 84%. Одна из причин – крупный контракт с «Газпромом», считают участники рынка
ERP не главное. 49%

составила доля ERP-систем в обороте SAP от продажи софта в России в 2010 г. До сих пор она всегда превышала 50% – в частности, в 2009 г. составляла 64%. В прошлом же году 51% оборота пришелся на другие решения – CRM, системы управления кадрами, бизнес-аналитику, системы контроля за регуляторными рисками и т. д.

SAP AG

разработчик делового софта. Акционеры: председатель наблюдательного совета SAP Хассо Платтнер (9,99%), члены совета Клаус Чира (8,43%) и Хопп Дитмар (6,14%), 3% приходится на казначейские акции, остальные в свободном обращении. Капитализация – 53,79 млрд евро. Выручка (МСФО, 2010 г.) – 12,46 млрд евро. Чистая прибыль – 1,82 млрд евро.

Год назад гендиректор «SAP СНГ» Владислав Мартынов обещал, что оборот компании в России (стоимость всех подписанных контрактов) прибавит за год 30%. На деле рост оборота (в евро, с учетом продаж через партнеров) составил 53%, рассказал Мартынов «Ведомостям», а в сегменте продаж ПО – 84%. «Кризис подтолкнул российские компании к запуску программ по трансформации бизнеса», – объясняет он. Большие инвестиции в IT сделали «Газпром», «Росатом», Сбербанк, «Аэрофлот», «Роснефть», «Северсталь», «Татнефть», ТК «Мегаполис». Появились и новые клиенты – например, в госсекторе (где оборот SAP вырос за год на 250%) и среди банков (+370%). Их вклад в оборот «SAP СНГ» составил в 2010 г. 17%.

Абсолютные показатели Мартынов не назвал, но отметил: по итогам года российское подразделение признано самым успешным в SAP, а по вкладу в общую выручку корпорации оно заняло 5-е место в мире (после США, Германии, Великобритании и Бразилии) и 3-е в Европе. Высшей позиции российское подразделение SAP достигло в III квартале 2006 г. – № 3 в мире.

Выручка всей SAP в 2010 г. прибавила 19% (МСФО), в том числе от продажи ПО – 25%.

Объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием (ERP) за 2010 г. IDC пока не подсчитала, говорит ее представитель Сергей Логинов. А в 2009 г. этот рынок составлял, по данным IDC, $492,2 млн – и SAP занимала 50,1% (т. е. около $246,6 млн). У ее основного конкурента в СНГ – российской группы компаний 1С – оборот в долларах увеличился в 2010 г. на 20%, говорит ее представитель Алексей Харитонов. По оценке CNews Analytics, он достиг $620 млн. Продажи бизнес-систем увеличились на 33%, а новейшей «1С: предприятие 8» – на 52%, говорит Харитонов.

Директор Microsoft Business Solutions в России Владимир Водянов сказал лишь, что бизнес этого подразделения Microsoft и его доля рынка в 2010 г. «значительно» выросли. А бизнес партнеров, продающих деловое ПО Microsoft, вырос «на десятки процентов», причем продажи систем управления отношениями с клиентами (CRM) росли даже быстрее, чем ERP. В Oracle от комментариев воздержались.

Возможно, SAP обогнала рынок благодаря контракту с «Газпромом» сроком на пять лет, подозревает сотрудник одного из конкурентов SAP. По оценкам менеджеров двух IT-компаний, объем этого контракта близок к 100 млн евро. Факторами роста SAP могли быть разовые проекты с очень крупными заказчиками, а также рост продаж CRM и бизнес-аналитики, добавляет аналитик IDC Петр Городецкий. Даже без учета контракта с «Газпромом» рост продаж ПО внушительный – 35%, отвечает Мартынов.

Одной из целей, поставленных SAP перед российским офисом осенью 2009 г. (когда его возглавил Мартынов), была трансформация бизнеса «SAP СНГ» и рост на кризисном рынке за счет расширения присутствия в финансовом и госсекторе и среди малых и средних предприятий. В 2010 г. продажи SAP в сегменте малых и средних компаний увеличились на 69,8%, говорит Мартынов, в 2010 г. они обеспечили 11% оборота в России. Он объясняет это более активным подключением партнеров – системных интеграторов, доля которых в продажах ПО SAP выросла за год с 20 до 30%. Вдобавок сама SAP выступила с рядом маркетинговых инициатив: ввела более гибкую модель лицензирования, фиксированные цены на продукты и их внедрение, начала бесплатно предлагать потенциальным клиентам расчет экономической эффективности от внедрения своего ПО, активнее продвигать бизнес-аналитику. «Сейчас по продажам в сегменте российского малого и среднего бизнеса мы сопоставимы с Microsoft», – считает Мартынов. В конце 2010 г. Microsoft радикально – на 73% – снизила рекомендованную розничную цену на ERP-систему Microsoft Dynamics NAV для малого и среднего бизнеса. Комментировать расстановку сил в этом сегменте рынка Водянов вчера не стал.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать