Операторам выдадут новые телефонные коды

Минкомсвязи согласовало с Минюстом приказ о выдаче виртуальным сотовым операторам индивидуальных номеров. Одни операторы давно ждут этого приказа, чтобы запустить новый бизнес, другие скептичны: номера не сделают услуги виртуальных сетей более востребованными

В России законодательная возможность получать лицензии на мобильную связь, не имея частот, появилась в декабре 2008 г. С тех пор заработали проекты МТСX5 Retail Group и Auchan), «Скай линка» (с МТТ и другими), тестировать MVNO на сети нижегородской «дочки» «Ростелекома» начал «Транстелеком» (ТТК). Но всем этим проектам недоставало важной составляющей – у них не было собственной нумерации. К примеру, «МТТ. Мобайл» – по сути, проект «Скай линка», поскольку де-юре абонентов обслуживает именно «Скай линк». Оказывать услуги связи, не имея номеров, законодательство запрещает, объясняет гендиректор МТТ Евгений Васильев. Еще в 2009 г. его предшественник на этой должности, Элдар Разроев, писал в Минкомсвязи, возмущаясь, что заявки МТТ на номера месяцами лежат без движения. Но сначала министерство не могло разработать проект приказа о выдаче MVNO-номеров, а когда разработало (проект появился на сайте Минкомсвязи в июле 2010 г.), то не смогло сразу его согласовать. Теперь МТТ наконец-то получит номера, рассчитывает Васильев.

Минюст согласовал приказ Минкомсвязи, разрешающий выделять виртуальным операторам мобильной связи (mobile virtual network operators, MVNO) телефонные номера в негеографических федеральных кодах (DEF-коды) – наподобие тех, что используют сотовые операторы. Об этом сообщил «Ведомостям» представитель Минкомсвязи. Номера операторам выдает подведомственное министерству Федеральное агентство связи (Россвязь). До сих пор агентство, по словам его представителя Екатерины Фирсовой, возвращало все заявки на выделение таких номеров операторам; как только приказ вступит в действие, Россвязь возобновит их прием.

В мире MVNO существуют с конца 1990-х гг. Виртуальными эти компании называются потому, что они не располагают ни частотами, ни собственной технической инфраструктурой (разве что биллингом для расчетов с абонентами), а используют ресурсы партнеров – базовых операторов. Для базового оператора MVNO – своего рода корпоративный клиент: он оптом выкупает трафик и перепродает его по собственным тарифам конечным пользователям, разрабатывая для них разнообразные нишевые предложения. Сейчас, по данным The MVNO Directory (его выпускает Blycroft Publishing), в мире существует 645 MVNO-проектов.

ТТК тоже надеется, что Россвязь удовлетворит его заявку на 10 млн номеров (емкость одного DEF-кода), после этого проект сразу можно запускать в коммерческую эксплуатацию, говорит руководитель департамента внешних связей и коммуникаций ТТК Татьяна Семенова. За два года ТТК рассчитывает подключить около 1,5 млн сотрудников РЖД, а потратит $7–15 млн – в зависимости от выбранной модели реализации проекта, говорит она. Не имея федеральных номеров, ТТК не может оказывать услугу по всей стране, а проект задуман как общероссийский, объясняет Семенова. Правда, для этого ТТК понадобится еще заключить соглашения с кем-то из федеральных сотовых операторов, располагающих частотами по всей стране, и такие переговоры идут, говорил представитель ТТК ранее.

«Ростелеком» тоже ведет с рядом компаний сотовой «большой тройки» консультации по поводу создания MVNO в отдельных регионах, где у него нет собственных мобильных активов, говорил недавно президент «Ростелекома» Александр Провоторов. Вчера представитель компании воздержался от комментариев.

Судьба MVNO в России не сложилась, но вовсе не из-за отсутствия номеров, уверен директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов, курирующий совместный с МТС проект «Алё» (действует с лета 2010 г.). Виртуальный оператор – прежде всего проект маркетинговый, ничто не мешает продавать абоненту услуги и с номерами базового оператора, уверен он, но как раз маркетинговых идей, ради которых люди стали бы подключаться к MVNO, и не видно. С этим согласна пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева: коммерчески интересных предложений в сфере MVNO оператор пока не видел.

Проект X5 Retail с МТС Сусов тоже не может назвать успешным; сейчас, по его словам, X5 Retail размышляет о его будущем, но заявку на номера подавать не будет в любом случае. О коммерческом успехе можно будет говорить, если за первый год удастся подключить хотя бы 200 000 абонентов, заявлял Сусов в мае 2010 г. Сколько сейчас у тарифа «Алё» подписчиков, пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко не говорит, но МТС, по ее словам, довольна этим каналом продаж (тариф продается в магазинах «Перекресток» и «Карусель»).

Номера нужны как минимум для того, чтобы виртуальный оператор мог отстраивать маркетинговую политику независимо от базового, возражает Васильев из МТТ. «МТТ. Мобайл» развивается вполне успешно, добавляет он, хотя количество абонентов не раскрывает. Для небольшой компании виртуальная сеть, обслуживающая десятки тысяч абонентов, может быть неплохим бизнесом, не спорит Сусов, но для гиганта уровня X5 Retail такой проект слишком мал, даже если коммерчески безубыточен.