Vimpelcom потратилась в России

Российский «Вымпелком» оказался в III квартале 2011 г. одним из самых быстрорастущих подразделений международной Vimpelcom Ltd. по выручке, но его рентабельность по EBITDA резко сократилась. У менеджмента компании есть «3–6 месяцев», чтобы улучшить положение дел
Е.Кузьмина

Консолидированная выручка Vimpelcom выросла в III квартале 2011 г. на 10% к аналогичному периоду 2010 г. и достигла $6,09 млрд, сообщила компания. Самым быстрорастущим оказалось самое маленькое подразделение Vimpelcom – в странах СНГ: его квартальная выручка выросла на 19% до $430 млн. Крупнейший же дивизион Vimpelcom – российский – стал вторым: здесь доходы прибавили 14% в долларах и 8% в рублях, составив 69,6 млрд руб.

Гендиректор «Вымпелкома» Елена Шматова объяснила это, во-первых, увеличением числа абонентов, которых «Вымпелком» активно подключает с весны 2011 г.: по данным AC&M-Consulting, в июле и августе 2011 г. «Вымпелком» был вторым в России по числу привлеченных абонентов (после «Мегафона»), а в сентябре стал первым.

Vimpelcom LTD.

Группа операторов мобильной и фиксированной связи. Акционеры: Нагиб Савирис (29,6% голосующих акций), Telenor (25%), Altimo (24,998%), Олег Киселев (5,995%), 14,4% торгуется на NYSE. Капитализация – $17,8 млрд. Консолидированная выручка (US GAAP, 2010 г., с учетом Orascom и Wind Italy) – $21,83 млрд. Чистая прибыль – $909 млн.

Во-вторых, «Вымпелком» на 40% увеличил доходы от мобильной передачи данных – до 4,5 млрд руб., обращает внимание Шматова. Сейчас на долю голоса приходится лишь 23% трафика в сети «Вымпелкома», а 77% – на передачу данных, добавила исполнительный вице-президент «Вымпелкома» по развитию бизнеса на массовом рынке Наталья Чумаченко. У «Мегафона» это соотношение составляло на конец II квартала 2011 г. 1 и 99%.

Кроме того, доходы «Вымпелкома» увеличились за счет приморского GSM-оператора Новая телефонная компания (НТК), приобретенного у Korea Telecom в июне, хотя консолидация НТК обеспечила всего 1% прироста выручки, говорит Шматова.

Но роста доходов «Вымпелком» добился ценой 8%-ного падения показателя EBITDA (составил 27,9 млрд руб.) и сокращения рентабельности по EBITDA на 7 п. п. – с 47 до 40%. В целом по группе Vimpelcom рентабельность по EBITDA также просела (с 44,1 до 41,6%), что финансовый директор Vimpelcom Хенк ван Дален объяснил в основном влиянием российского бизнеса. У российского «Вымпелкома» были большие расходы на привлечение абонентов, кроме того, ему пришлось снижать среднюю стоимость минуты разговора, чтобы приблизиться к среднерыночному уровню, объясняет Шматова. Хотя средний счет на абонента снизился за год незначительно (с 343 до 334 руб. в месяц), обращает она внимание: люди стали больше говорить. Кроме того, в III квартале «Вымпелком» существенно увеличил капвложения (до 59 млрд руб. против 35 млрд руб. годом ранее), что вызвало рост операционных затрат.

Гендиректор Vimpelcom Джо Лундер рассчитывает, что в ближайшие «3–6 месяцев» рентабельность российского бизнеса увеличится. Для этого «Вымпелком» уже запускает специальную программу, предусматривающую, в частности, совместное использование сетей с конкурентами и оптимизацию структуры вознаграждения дилеров, говорит Шматова. Благодаря этим мерам «Вымпелком» рассчитывает сэкономить в 2012 г. минимум 5 млрд руб. Правда, делать это предстоит, скорее всего, уже новому менеджменту «Вымпелкома»: вчера Лундер напомнил, что пригласил Шматову на работу в голландскую штаб-квартиру Vimpelcom, и пообещал через 30 дней назвать преемника.

Чистая прибыль Vimpelcom сократилась почти впятеро (на 77%) до $104 млн в основном из-за курсовых разниц. «Мегафон» и МТС за III квартал еще не отчитались.

Бумаги Vimpelcom подешевели вчера к 19.15 МСК на 2,4%. Индекс MSCI Emerging Markets вырос на 1,81%, «ММВБ-телекоммуникации» – на 0,35%. Во-первых, инвесторов могло разочаровать продолжающееся падение рентабельности на крупнейшем для Vimpelcom рынке – в России, говорят аналитики «Уралсиба» и «ВТБ капитала» Константин Белов и Виктор Климович. Консолидированный показатель не стал для рынка сюрпризом (он даже чуть превысил консенсус-прогноз аналитиков 11 инвестбанков, ранее опрошенных «Интерфаксом»), но инвесторы, возможно, ожидали чуть худшего результата в Италии и чуть лучшего в России, замечает Климович. Де-факто же «Вымпелком» продолжает участвовать в гонке за абонентами, хотя рынок давно насыщен, сетует Белов. Во-вторых, обоих аналитиков насторожило то, что Vimpelcom не продлил соглашение с Нагибом Савирисом о разделении рисков, связанных с алжирской Djezzy (см. врез). Если Алжир решит выкупать Djezzy по низкой цене, то убытки целиком лягут на Vimpelcom, объясняет Климович.