Видео высокой четкости спасает пиратскую розницу от разорения

Продажи видеоконтрафакта идут на спад, но спрос на пиратские Blu-ray диски стабильно высок: в Москве на них приходится до 80% оборота нелегальных дисков

Цена четкости. 300-350

– руб. в среднем стоит Blu-ray диск в московской пиратской рознице, говорит вице-президент «Русского щита» Олег Яшин. Легальный Blu-ray диск может стоить от 600 руб. примерно до 1500 руб. (фильмы в формате 3D).

Не выдерживая конкуренции с пиратскими интернет-ресурсами, московские торговцы контрафактными дисками сокращают обороты: в 2010–2011 гг. в каждой московской торговой точке продавалось 50–70 дисков, в 2012 г. – около 30, подсчитала антипиратская ассоциация «Русский щит». Сократилось и количество самих точек: в начале 2011 г. их было в Москве 1600–2000, сейчас осталось около 800. По данным «Русского щита», рынок пиратских дисков сокращается и в денежном выражении: в начале 2011 г. его ежемесячный объем составлял в среднем 144–168 млн руб., а в 2012 г. – 108–144 млн руб.

Половина точек, работающих с контрафактными медианосителями, торгует в основном нелегальным ПО, у остальных ассортимент складывается из аудиодисков, игр для приставок, а в первую очередь – из видеодисков Blu-ray (в этом формате записываются фильмы высокого разрешения, HD), рассказывает президент «Русского щита» Юрий Злобин. Их продажи в отличие от всего остального контрафактного видеотовара и не думают падать: два-три года назад доля Blu-ray дисков в незаконном обороте медианосителей составляла менее 50%, а в 2012 г. в торговых точках со смешанным ассортиментом на них приходилось 70–80% продаж в натуральном выражении, оценивает Злобин.

Скачивать HD-видео через интернет долго, к тому же на пиратских сайтах нелегко найти качественные копии фильмов, а покупатели HD-телевизоров – люди с высокими доходами, которые обычно жалеют время на розыски в интернете, объясняет Злобин мотивы людей, покупающих пиратские диски Blu-ray. К тому же смотреть HD-видео на маленьком компьютерном экране неинтересно, а как подключить компьютер к широкоэкранному телевизору или скачать видео на Blu-ray диск, понимают не все, добавляет он.

В денежном выражении российский рынок Blu-ray дисков мог составлять в 2012 г. около $50 млн, предполагает президент кинокомпании «А-медиа» Александр Акопов. Долю контрафакта в общих продажах дисков он оценивает в 50–60%, в формате Blu-ray она может быть выше, считает он. HDTV и видео набирают популярность, при этом противостояние правообладателей и пиратов перемещается из физической розницы в интернет, признает Акопов. Для самой «Амедиа» Blu-ray диски не самый широкий и не самый прибыльный канал продаж, добавляет он.

На Blu-ray диски приходится около 40% продаж видеоносителей в России в штуках, на стандартные DVD – 60%, считает руководитель направления развлечений сети Media Markt Евгений Рогачевский. По отдельным фильмам доля Blu-ray уже достигает 50–60%, добавляет он. Популярность Blu-ray растет одновременно со снижением стоимости дисков и проигрывателей для них – часто новинки можно уже купить по цене обычных DVD, рассказывает Рогачевский. По его словам, популярности Blu-ray способствуют также рост числа фильмов в 3D и наличие возможности смотреть фильмы в этом формате в современных игровых приставках. Но развитию лицензионного рынка Blu-ray в России пока мешает пиратская продукция, доля которой составляет, по разным оценкам, 80–90%, сожалеет Рогачевский.

Для легальной розницы Blu-ray диски не представляют особого интереса – их покупают в основном любители редких фильмов, которые трудно найти и скачать в интернете, и молодые мамы, покупающие мультфильмы для детей, рассказывает председатель совета директоров группы компаний «Союз» Александр Менн. А вот пираты чувствуют себя комфортно в этом сегменте, констатирует он. Невысокие цены, низкие ставки аренды торговых площадей, ослабление внимания правоохранительных органов к физической рознице и, следовательно, снижение административных издержек позволяют им поддерживать рентабельность на уровне 500%, отмечает Менн.