Бизнес
Бесплатный
Надежда Дмитриенко

Основатель Tesla и SpaceX представил "пятый вид транспорта"

В проекте Илона Маска Hyperloop («Гиперпетля») пассажирские капсулы смогут перемещаться по трубе со скоростью, близкой к скорости звука; он предлагает для начала соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско
AP / Tesla Motors

Предприниматель Илон Маск, известный нестандартными проектами в космической, транспортной и финансовой отраслях, обнародовал амбициозный проект совершенно нового вида скоростного транспорта, который, по его мнению, может связать некоторые крупные города мира гораздо эффективнее, чем скоростные железные дороги.

Впервые о «пятом виде транспорта» (альтернативном воздушному, железнодорожному, водному и автомобильному) Маск, который основал и сейчас возглавляет компанию по производству электромобилей Tesla Motors, а в мае 2012 г. отправил к Международной космической станции первую частную ракету, заговорил почти год назад в интервью Bloomberg Businessweek, породив волну слухов и спекуляций. И вот теперь он разместил в своем блоге некоторые детали нового проекта, а также провел телефонную пресс-конференцию.

Свой проект Маск назвал Hyperloop («Гиперпетля»). Две параллельные трубы (соединенные между собой в начальной и конечной точках маршрута) расположены над землей на опорах, расстояние между которыми составляет от 50 до 100 ярдов (от 45,7 до 91,4 м). Внутри труб в условиях пониженного давления движутся герметичные капсулы на воздушной подушке, развивая скорость до 1300 км/ч. Капсулы могут перевозить как людей, так и автомобили, а их скорость позволяет, например, добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско всего за полчаса. Вся система получает энергию за счет расположенных на трубах солнечных батарей.

По мнению Маска, Hyperloop может стать альтернативой запланированному строительству высокоскоростной железной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Его официальная стоимость - $70 млрд, но, по оценкам Маска, окончательная сумма, которую придется потратить, может превысить и $100 млрд. Сооружение «гиперпетли» между двумя городами, по расчетам автора проекта, обойдется всего в $6 млрд, если система будет рассчитана на перевозку только людей, или в $10 млрд при условии строительства капсул большего размера, которые смогут транспортировать и автомобили, сообщает Bloomberg. Таким образом, Маск предлагает средство передвижения, которое будет в четыре раза быстрее традиционного скоростного поезда, а его строительство обойдется в 10 раз дешевле.

Основатель Tesla неоднократно критиковал проект скоростной железной дороги между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско за его дороговизну и неэффективность. «Как это возможно, чтобы в районе Кремниевой долины... была построена одна из самых дорогих и одна из самых медленных в мире скоростных железных дорог?.. Этот поезд будет медленнее, дороже (если на его эксплуатацию не будут выделяться субсидии) и на два порядка опаснее авиаперелета, так почему же люди должны им пользоваться?» - написал он в блоге.

Использование солнечной энергии позволит сделать билет на Hyperloop дешевле стоимости авиаперелета, уверен Маск. Кроме того, он заверяет и в абсолютной безопасности системы, сравнивая ее с аттракционами в Диснейленде. Согласно проекту безопасная дистанция между капсулами составляет 5 миль (около 8 км), таким образом, между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско могут двигаться примерно 70 капсул с интервалом отправления в 30 секунд.

В целом, по мнению Маска, Hyperloop обладает конкурентными преимуществами перед авиаперевозчиками на расстояниях до 1000 миль (1600 км).

Размещение труб Hyperloop на опорах поможет решить проблемы с правами на землю, замедляющие реализацию многих проектов строительства железных дорог, в том числе и скоростной магистрали между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, считает автор проекта. В данном случае опоры можно расположить вдоль существующей автомагистрали Interstate 5.

Именно проблемы с правами на землю, а также дороговизна строительства туннелей стали одной из основных причин того, что ранее предлагавшиеся похожие проекты (вакуумных поездов, например) были признаны нерентабельными и отвергнуты.

В ожидании раскрытия Маском деталей нового проекта многие критики утверждали, что его реализация вряд ли будет возможна технически, ссылаясь на энергоемкость, трение воздуха и высокую температуру внутри трубы. Маск же утверждает, что его проект является в своем роде компромиссом. Система работает в условиях пониженного давления, а не абсолютного вакуума. Капсулы снабжены чем-то вроде полозьев с маленькими дырочками внизу, из которых выходит воздух и создает воздушную подушку. В передней части капсул находятся воздухозаборники, похожие на те, которыми оснащался сверхзвуковой авиалайнер Concorde; забираемый воздух сжимается электрическим турбокомпрессором и направляется в салон капсулы и в полозья для создания воздушной подушки. Для придания капсуле первоначального импульса используются электродвигатель и магниты - такая технология применяется в поездах на магнитной подушке и в аттракционах типа "американских горок". Температура внутри трубы, согласно проекту, будет находиться в пределах от 70 до 80 градусов по шкале Фаренгейта (21-27 градусов Цельсия). Повышенная температура увеличивает скорость звука в воздухе. Кроме того, проектом предусмотрен попутный для капсул поток воздуха скоростью 200-300 миль в час (320-480 км/ч). Все в совокупности эти условия позволяют капсулам двигаться внутри трубы со скоростью, близкой к скорости звука в данной среде, но не превышающей ее.

В разработке Hyperloop и расчетах физической составляющей проекта помимо Маска принимали участие несколько сотрудников Tesla и SpaceX. По мнению Мартина Саймона, профессора физики UCLA, проект вполне реализуем с технологической точки зрения. «Похоже, что все это можно сделать, опираясь на уже известные технологии. [Маск] не полагается на что-то кардинально новое, что еще только предстоит изобрести», - цитирует Саймона Bloomberg.

Однако Маск не планирует реализовывать свой проект самостоятельно или принимать участие в его финансировании, сообщает Financial Times. Издание также приводит слова футуролога из Сан-Франциско Пола Саффо: «Он и без того слишком занят коммерциализацией космоса и прорывами в автомобилестроении, маловероятно, что он будет строить [Hyperloop] сам». Впрочем, в ходе вчерашней пресс-конференции Маск сказал журналистам, что склоняется к тому, чтобы построить прототип Hyperloop.

Почти вся предпринимательская карьера Маска строилась на противодействии бизнесу, который он считал неэффективным или неинтересным. Пытаясь преобразовать банковскую отрасль, Маск вошел в число создателей платежной системы PayPal, которая в 2002 г. была продана eBay за $1,5 млрд. Его компании Tesla удалось создать по-настоящему массовый электромобиль и сеть зарядных станций по всей Северной Америке. В июне 2010 г. Tesla провела первое с 1956 г., когда на биржу вышел Ford, IPO автомобильной компании в США. Акции были размещены по $17, сегодня они торгуются по $149.

Еще один проект Маска, компания SpaceX, стала первой частной компанией, построившей и выведшей в космос ракету. В июле 2009 г. легкая ракета Faclon 1 вывела на орбиту спутник. В 2008 г. SpaceX заключила с НАСА контракт стоимостью около $1,6 млрд на 12 полетов производимой ею ракеты средней грузоподъемности Falcon 9 к МКС в течение семи лет. Первый тестовый полет (без груза) успешно прошел в мае 2012 г. В октябре Falcon доставила на станцию первую партию груза. В марте этого года у грузовика SpaceX отказали три из четырех групп двигателей и не раскрылись солнечные батареи, но в итоге проблемы были решены и стыковка состоялась.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать