Мобильная альтернатива для Skype

Российские сотовые операторы внедряют единый стандарт обмена сообщениями и голосовой связи - Rich Communication Services (RCS). Он появился поздно, но может найти свою аудиторию, допускают эксперты

МТС планирует запустить сервис RCS в Москве и Санкт-Петербурге до конца 2014 г., а в 2015 г. - по всей России, рассказал представитель компании Дмитрий Солодовников. О планах внедрить RCS сообщает и «Вымпелком», но не раскрывает подробности «до официального старта». Пока, говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева, он работает над тем, чтобы создать «доступную и удобную альтернативу многим разнородным OTT-сервисам» (Over-the-Top, сервисы, работающие в интернет-среде. - «Ведомости»).

МТС, по словам Солодовникова, инвестирует в проект более 100 млн руб.: сюда входит покупка серверов, разработка приложения, интеграция с популярными социальными сетями и доработка оборудования. Тестирует RCS и «Мегафон», но запускать пока не планирует, говорит его представитель Олеся Яременко. У «Мегафона» есть альтернативные решения: «Мультифон» и UMS, которые позволяют звонить и отправлять сообщения и «аналогичны RCS», объясняет она.

Спецификации RCS c 2008 г. разрабатывает всемирная ассоциация мобильных операторов GSM Association (GSMA). Среди разработчиков Alcatel-Lucent, Ericsson, Nokia Siemens Networks, Nokia, Orange, SonyEricsson, Samsung, Telecom Italia, Telefonica, TeliaSonera. RCS уже внедрен в немецких сотовых сетях T-Mobile и Vodafone, испанских Vodafone, Movistar и Orange, французской Orange, американских Sprint и MetroPCS, а также ряде латиноамериканских стран и Южной Корее. Как раз в Корее эта услуга особенно популярна, знает PR-директор оператора «Скартел» Лина Удовенко: в феврале 2013 г. южнокорейский оператор SK Telecom заявил, что его RCS-сервисом под маркой joyn пользуется более 1 млн человек. В России в начале апреля 2014 г. технологию RCS впервые протестировали «Скартел» и Huawei, говорит Удовенко.

Суть RCS в том, чтобы дать абоненту возможность использовать мобильный интернет-протокол для обмена мгновенными сообщениями, файлами, звонков, видеоконференций. Абонент будет видеть, кто из списка его контактов сейчас в сети, выбирать оптимальный маршрут для вызова - через мобильную сеть или IP (если собеседник, например, в роуминге и ему дешевле поговорить через интернет). А оператор получает возможность полностью контролировать качество услуг, подчеркивает Солодовников из МТС. Сервис работает в сетях 3G и 4G, МТС планирует брать с его пользователей 10-20 руб. в месяц.

Эта технология создает программную оболочку для OTT-сервисов, объясняет представитель МТС. Программа устанавливается как «прошивка» или приложение на смартфон. К концу 2014 г. ее будут поддерживать 32 модели смартфонов, ожидает Солодовников, а если в 2015 г. RCS будет в 200 моделях, то «игра сыграна». Кроме того, в рамках работы с GSMA МТС предложила принять единый стандарт RCS. GSMA уже договорилась с Google об использовании RCS в Android-смартфонах. С большой вероятностью договоренность будет достигнута и с Microsoft, несмотря на то что там готовятся интегрировать в Windows Phone сервисы Skype, говорит Солодовников.

Эксперты оценивают перспективы RCS весьма скептически. Операторы пытаются вскочить в давно ушедший поезд и запустить сервис, все возможности которого уже и так давно доступны абонентам бесплатно, уверен гендиректор группы электронных площадок OTC.ru Дмитрий Пангин. К тому же для работы сервиса нужно, чтобы RCS поддерживал не только аппарат, но и оператор связи, что снижает конкурентоспособность сервиса, подмечает он.

Операторам будет очень сложно изменить устоявшиеся привычки людей, скептичен и основатель сервиса GetTaxi Шахар Вайсер. Только уникальная услуга может составить реальную конкуренцию, уверен он. Операторы протянули время, нужно было играть на опережение в конкурентной борьбе с интернет-мессенджерами, считает Вайсер.

Среди нашей абонентской базы (абонентская база МТС в России - 75,3 млн) лишь несколько миллионов пользуется OTT-мессенджерами, так что потенциал роста колоссальный, уверен Солодовников. По его словам, в компании не рассчитывают на массовый переток пользователей Skype или WhatsApp, речь прежде всего идет «о привлечении новых абонентов». Многие пользуются простыми аппаратами, они и могут стать пользователями RCS, согласен менеджер по развитию бизнеса компании Plantronics Юрий Тутов. RCS может стать базовым стандартом, так как он не зависит от политики интернет-провайдеров, говорит начальник отдела VAS «Техносерва» Данила Осипов.

По его мнению, этого можно добиться, искусно совместив тарифную политику и маркетинг.

Операторы также рассчитывают привлечь в RCS корпоративных абонентов, «которых не вполне устраивают существующие независимые OTT-сервисы», продолжает Солодовников. Планируется разработать специальный функционал для корпоративного сегмента, говорит он.

RCS гарантирует надежность соединения между мобильным терминалом и сетью оператора связи, а потому может быть интересен корпоративным клиентам, которым нужны мультимедийные сервисы в максимально высоком качестве, соглашается руководитель партнерского канала продаж Mind Владимир Карпенко. Опыт GetTaxi показывает, что сервис может распространиться среди корпоративных пользователей, если он популярен среди частных пользователей, добавляет Шахар Вайсер.

Многие успешные сервисы, созданные для частных пользователей, проникают и в корпоративный сегмент, согласен директор по маркетингу «Банк24.ру» Денис Охримович. Компании сегодня активно заводят себе аккаунты даже в Instagram, замечает он. При желании клиентов и при наличии соответствующего уровня безопасности «Банк24.ру» также готов использовать RCS, например, для уведомлений клиентов. «Не думаю, что сервис будет востребован бизнесом, так как он безнадежно опоздал», - категоричен Пангин из OTC.ru.

Операторы с каждым годом все больше приближаются к тому, чтобы стать лишь «трубой» для звонков и доступа в интернет, непреклонен он.

Выручка операторов от дополнительных сервисов в самом деле стабильно уменьшается. Согласно отчету ACM-Consulting, в IV квартале 2013 г. выручка от передачи sms и mms отечественных операторов составила 13,3 млрд руб., что на 5,7% ниже, чем годом ранее. По оценке компании Strategy Analytics, по итогам 2013 г. выручка всех мировых операторов от sms и mms впервые снизилась на 4% до $104 млрд. К 2017 г. она снизится на 20%, утверждают аналитики компании.