Технологии
Бесплатный
Олег Сальманов

Выручка «Мегафона» выросла сильнее конкурентов, но рентабельность снизилась

На снижение рентабельности повлияли Олимпиада в Сочи и покупка "Скартела"
Денис Абрамов / Ведомости

«Мегафон» последним из «большой тройки» отчитался за I квартал 2014 г. Его выручка за этот период выросла на 10,5%. Чистая прибыль при этом снизилась (на 43% год к году). Показатель OIBDA практически не вырос (+0,4%). Рентабельность российского бизнеса оператора по OIBDA сократилась на 4,5 п. п. по сравнению с I кварталом 2013 г. - до 43,7%.

На росте выручки «Мегафона» сказалась покупка LTE-оператора «Скартел» в октябре 2013 г. - в отчетности I квартала 2014 г. учтены результаты «Скартела», которых нет в отчетности за I квартал 2013 г. По словам финансового директора «Мегафона» Геворка Вермишяна, «Мегафон» не выделяет в своих результатах эффект от консолидации «Скартела», но без его результатов рост выручки был бы в районе 7-9%. Кроме того, результаты «Скартела» не снизили показатель OIBDA «Мегафона», так как в этом году «Скартел» стал рентабельным по OIBDA, добавил он. Помимо «Скартела» позитивное влияние на выручку «Мегафона» оказали розничная сеть, доходы от которой выросли на 35%, и фиксированный бизнес, выручка которого увеличилась за год на 17%.

Снижение чистой прибыли компания объяснила прежде всего бумажными убытками от колебания валютных курсов, которые составили почти 4,9 млрд руб. А снижение рентабельности по OIBDA гендиректор «Мегафона» Иван Таврин объяснил тем, что год назад этот показатель был выше обычного - компания из-за перестройки многих бизнес-процессов перенесла часть расходов с I квартала 2013 г. на последующие периоды. Кроме того, сказались разовые расходы, связанные с проведением Олимпийских игр в Сочи («Мегафон» был их партнером), объяснил он. Сколько оператор потратил на Олимпиаду в I квартале 2014 г., Таврин не раскрыл, сообщив лишь, что суммарно все «олимпийские» расходы (операционные и капитальные) составили 10 млрд руб. Оказало влияние на рентабельность и увеличение доли в выручке менее маржинальных бизнесов - фиксированной связи и продажи оборудования, добавляет Вермишян.

Несмотря на снижение, рентабельность российского бизнеса «Мегафона» оказалась выше, чем у основных конкурентов: у МТС в I квартале она была 43,3% - на 0,4 п. п. меньше, чем у «Мегафона», у «Вымпелкома» еще меньше - 40,1%. По росту выручки в России «Мегафон» также оказался лидером: у МТС она выросла на 5%, а у «Вымпелкома» сократилась на 6%. А вот динамика пользования голосовыми услугами (MOU) у «Мегафона» упала на 7,1%, тогда как у конкурентов MOU выросла: у МТС на 5%, у «Вымпелкома» на 4%. Показатель средней месячной выручки от абонента (ARPU) «Мегафона» в I квартале снизился на 0,3%, тогда как у МТС он вырос на 2%, а у «Вымпелкома» упал на 3%.

Столь сильное падение MOU «Мегафон» объясняет тем, что доля абонентов, которые пользуются лишь мобильной передачей данных, у оператора выросла, особенно этому способствовало присоединение «Скартела».

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин говорит, что, несмотря на самый активный прирост выручки, «Мегафон» все еще отстает по доходам от ближайшего конкурента - МТС (это отставание составляет 6%). Он напоминает, что скоро на рынке появится четвертый оператор (СП Tele2 c «Ростелекомом») и рост всей «большой тройки» может замедлиться, поскольку Tele2 запустит сети 3G и 4G. Рост в выручке от услуг происходит в основном за счет передачи данных, говорит Либин - доходы в этом сегменте растут более чем на 30%, тогда как «голос» стагнирует (у того же «Мегафона» рост доходов от голосовых мобильных услуг составил 0,1%, у МТС - 0,6%, а у «Вымпелкома» выручка в этом сегменте и вовсе упала на 7,5%). Аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов более консервативен: он говорит, что пока создание четвертого оператора - это только план, а эффект от его появления неочевиден.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more