Статья опубликована в № 3743 от 23.12.2014 под заголовком: Связь притормозила

Рост телекоммуникационного рынка России замедлился

Увеличение доходов от мобильной передачи данных пока компенсирует сокращение голосовых услуг, но рост телекоммуникационного рынка России замедлился с 5 до 2,7%

По данным исследовательского агентства «ТМТ консалтинг», объем рынка связи в России достигнет по итогам 2014 г. 1,655 трлн руб. Рост по сравнению с предыдущим годом составит 2,7%, тогда как в 2013-м выручка по отношению к предыдущему году выросла больше - на 5%.

Темпы роста снижаются из-за продолжающегося падения рынка фиксированной телефонной связи, а также насыщения в сегментах проводного интернет-доступа и платного ТВ, до этого динамично растущих. Но главным образом замедление происходит, по мнению «ТМТ консалтинга», из-за падения темпов развития крупнейшего сегмента рынка - мобильной связи. Рост выручки в этом сегменте сократится в 2014 г. с 5 до 3%. Доходы от голосовых услуг у мобильных операторов сокращаются, а рост происходит в основном благодаря передаче данных, говорит управляющий партнер «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Он уверен, что эта тенденция будет усиливаться: проникновение сотовой связи в целом уже достигло пика (156%), а мобильной передаче данных еще есть куда расти - проникновение этой услуги всего 60%.

Выручка «Вымпелкома» по итогам года сократится, предсказывает «ТМТ консалтинг» (компания по итогам года будет отчитываться в феврале 2015 г.): на компанию продолжает оказывать влияние недоинвестирование в развитие сети в предыдущие годы, отмечают аналитики. Кроме того, новое руководство компании исповедует принцип «ориентация на клиента» и принимает популярные для абонентов меры, которые ведут к фактическому отказу компании от части доходов. Снижение доходов в 2014 г. произойдет и у компаний, объединенных в середине года под брендом Tele2 (активы Tele2 и бывшие мобильные «дочки» «Ростелекома»). Они вынужденно концентрировались на голосовых услугах. Сейчас и «Вымпелком», и Tele2 активно развивают сети 3G и 4G, ожидается выход Tele2 в Москву. Аналитики «ТМТ консалтинга» предполагают, что это приведет к росту доходов «Вымпелкома» и Tele2, а вместе с их выручкой увеличатся и доходы всего рынка.

Тем не менее «ТМТ консалтинг» ожидает, что в 2015 г. рост рынка вновь замедлится: если экономика страны сократится в пределах нескольких процентных пунктов, рынок связи вырастет на 1,3%. Несмотря на сокращение покупательной способности и вероятное уменьшение масштабов строительства сетей, росту помогут расширение географии сетей 3G и 4G и соответствующий рост потребления услуг мобильного интернета и пакетных предложений, считают аналитики.

«Мегафон» согласен с результатами анализа «ТМТ консалтинга», говорит его представитель Татьяна Зверева. На рынке мобильной связи идет перераспределение доходов в сторону передачи данных, это всемирный тренд, отмечает Зверева. По итогам девяти месяцев 2014 г. выручка «Мегафона» от передачи данных выросла год к году на 40%, а доходы от голосовых услуг и sms сократились. Оператор готов к этому - у него крупнейшая федеральная LTE-сеть и широкий частотный ресурс, говорит она. По словам Зверевой, «Мегафон» рассчитывает на рост популярности мобильного интернета в сегментах корпоративных и государственных клиентов.

МТС, «Вымпелком» и Tele2 не комментируют результаты исследования «ТМТ консалтинга». Представитель Tele2 Константин Прокшин говорит лишь, что ожидает существенного роста выручки компании от передачи данных в процессе массового запуска сетей 3G и 4G. МТС ожидает, что рост ее выручки в России в 2014 г. составит до 5%, напоминает ее представитель Дмитрий Солодовников. Ориентированная на потребности абонента стратегия «Вымпелкома» при нестабильной ситуации в экономике приобретает еще большее значение, считает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева: абоненты будут требовательнее к соотношению цены и качества услуг. У «Вымпелкома» уже замедлился отток абонентов и растет показатель удовлетворенности услугами. Айбашева согласна, что при стагнации голосовых доходов рынок должен будет расти благодаря мобильному интернету.

Представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина говорит, что «Ростелеком» продолжает придерживаться существующей стратегии. Компания рассчитывает компенсировать потери от фиксированной телефонии в сегментах платного ТВ и услуг для госсектора.

В 2014 г. операторы будут пытаться увеличить доходы не только за счет передачи данных, но и повышая тарифы на премиальные услуги, такие как роуминг и контент, считает аналитик крупного банка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать