Онлайн-такси научились конкурировать с традиционными таксопарками


Набомбили на миллиард. $1

млрд составлял в 2013 г. рынок услуг водителей-частников в Москве, по оценке транспортной компании ASAP. Оборот легального сегмента рынка такси в прошлом году ASAP оценила в $1,58 млрд, в этом он может увеличиться на 20%. На долю онлайн-приложений, по данным консалтинговой фирмы «Амико», приходится около 10% легального рынка

За первые четыре дня после того, как GetTaxi снизила тарифы на поездки длительностью до 20 минут, спрос на них удвоился, рассказал основатель компании Шахар Вайсер. В начале декабря 2014 г. GetTaxi, работающая в России в Москве и Петербурге, снизила минимальную цену короткой поездки с 299 до 50 руб.; дополнительно оплачивается каждая минута проезда - 18 руб.

Возможность заказать такси со смартфона в России появилась осенью 2011 г., когда заработало приложение «Яндекс.Такси». В марте 2012 г. у него появился конкурент - израильская GetTaxi, а в конце 2013 г. - американская Uber. Аналогичные сервисы есть и в регионах - InTaxi, RuTaxi и др.

Изменила тарифы для популяризации коротких поездок и «Яндекс.Такси». Благодаря им количество заказов увеличилось на 30%, говорит руководитель направления дистрибуционных продуктов «Яндекса» Тигран Худавердян. Около 65% заказов приходится на тарифный план, по которому в будние дни клиент платит 199 руб. за пять минут ожидания и 10 минут пути и 14 руб. за каждую следующую минуту. Есть бюджетный тариф и у Uber: 50 руб. за посадку, 8 руб. за минуту поездки и еще 8 руб. за каждый километр пути. Минимальная стоимость поездки - 99 руб. Среднее заявленное время подачи машины у всех сервисов сопоставимое: Uber - «не более 10 минут», у «Яндекс.Такси» - 7 минут, у GetTaxi - 5-7 минут.

Цель GetTaxi - перехватить долю рынка у частных таксистов, которые, по ее оценке, совершают в 2 раза больше поездок на короткие дистанции (до 20 минут), чем официальные такси. Короткие поездки востребованы, но люди не хотят платить 400 руб. минималки, объясняет Вайсер. Частники в основном специализируются на поездках от метро до дома или офиса, за которые берут в среднем 200 руб., рассказывает Вайсер. Теперь за эти же или даже меньшие деньги человек может, выйдя из метро, заказать машину онлайн и оплатить поездку наличными либо банковской картой, говорит он. К концу 2015 г. GetTaxi планирует обслуживать 30-50% пассажиров, предпочитающих сейчас «голосовать», увеличив количество поездок с нынешних 1,8 млн до 5-7 млн в месяц.

«Поездок короче 8-10 минут в Москве с ее пробками и большими дистанциями очень мало», - говорит Худавердян. Поездки длительностью до 5 минут занимают лишь 6% в общем потоке «Яндекс.Такси», до 10-15 мин - 12%, до 15-20 - 14%. По мнению Худавердяна, легальным такси нужно «работать над ценой и скоростью подачи» - тогда клиенты сами сделают выбор в их пользу.

Бомбилы с популярными у них быстрыми поездками уходят в прошлое, считает генеральный менеджер Uber в Москве Дмитрий Измайлов: для коротких поездок выгоднее использовать онлайн-такси, которые быстро подаются и предлагают экономичные тарифы.

Водители и таксопарки, сотрудничающие с GetTaxi, отчисляют ей 15% (без НДС) от стоимости каждой поездки. Поскольку ездить на короткие расстояния им невыгодно, GetTaxi взялась субсидировать такие поездки, доплачивая водителям до 350 руб. за каждую. Правда, частники у метро тоже могут снизить тариф, сделав его на 20-30 руб. ниже, чем у онлайн-такси, замечает начальник отдела управления госавтонадзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Антонина Круглова.

Средний уровень рентабельности в онлайн-диспетчинге - 15-20%, оценивает исполнительный директор консалтинговой группы «Аспект» Артем Генкин. Новые тарифы GetTaxi могут превратить ее российский бизнес из прибыльного (по результатам 2014 г.) в убыточный (в 2015 г.), не исключает Вайсер. Но GetTaxi рассчитывает зарабатывать на растущем обороте. Тем более что она не собирается ограничиваться короткими поездками, а чем длиннее маршрут, тем выше прибыль. Так, поездка в аэропорт составляет 5-6% заказов и обеспечивает около 12% выручки. В новом же тарифе короткие поездки подешевели, а длинные подорожали. Кроме того, около 40% выручки GetTaxi приносят корпоративные клиенты.

«Яндекс.Такси» до введения новых тарифов обсуждала их с таксопарками и получила согласие от всех, рассказывает Худавердян. Онлайн-приложение сокращает для водителей холостой ход (откликаются лишь те, кто рядом), поэтому и стоимость коротких поездок может быть меньше без потери рентабельности, говорит он. В Uber рентабельность своих минимальных тарифов комментировать отказались.

У онлайн-такси есть шанс отвоевать долю рынка у частников, но им должно помочь государство, считает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Частники не должны иметь возможность даже заехать на территорию аэропортов, а у метро они могут стоять - но, например, за 100 руб. в час», - предлагает он.

Между Москвой и областью действует соглашение о равноценном доступе такси к инфраструктуре, что позволяет им работать на равных условиях, сообщил сотрудник пресс-службы департамента транспорта Москвы. Поэтому к стоянкам такси возле аэропортов допущены зарегистрированные, легальные таксомоторные компании. А за нахождение личного автотранспорта под знаком такси на спецстоянке предусмотрен штраф.

Среди онлайн-такси нет единого подхода к сотрудничеству с частниками. Если GetTaxi и «Яндекс.Такси» работают лишь с лицензированными авто и водителями, то у Uber стратегия борьбы с бомбилами в России противоречивая: она принимает автомобили без лицензий, утверждает Вайсер из GetTaxi. Представитель Uber говорит, что компания работает «с лицензированными транспортными компаниями и с профессиональными частными водителями».