Акционеры призывают Qualcomm разделить компанию

Они хотят отделить разработку чипов от лицензирования технологий
Инвесторы-активисты призывают руководство Qualcomm принять меры для оздоровления бизнеса/ Bloomberg

Инвестиционный фонд Jana Partners, являющийся одним из крупнейших акционеров Qualcomm, считает целесообразным отделить микропроцессорный бизнес компании от подразделения, занимающегося лицензированием и обеспечивающего основную часть ее прибыли. Qualcomm собиралась разделиться на две самостоятельные компании еще 15 лет назад, но затем решила отказаться от этой идеи.

Jana предлагает и другие меры по оптимизации бизнеса Qualcomm, в частности резкое сокращение затрат, ускорение процесса выкупа собственных акций, изменение системы поощрения топ-менеджеров, реформирование работы совета директоров и т. п. Список этих мер фонд распространил в понедельник среди других акционеров. В настоящее время Jana контролирует пакет акций Qualcomm стоимостью более $2 млрд. Общая стоимость активов, находящихся под управлением фонда, составляет $11 млрд.

Разделение бизнеса публичной компании стало одним из излюбленных методов акционеров-активистов. Так, в 2014 г. акционеры добились выделения PayPal из структуры компании eBay.

«Мы приветствуем идеи, предлагаемые нашими инвесторами, и у нас накоплен положительный опыт взаимодействия с акционерами, – говорит представительница Qualcomm. – Совет директоров и руководство компании будут и дальше искать пути для наилучшего удовлетворения интересов всех акционеров».

С конца прошлого года руководители Jana и Qualcomm вели переговоры в частном порядке, и, по словам информированного источника The Wall Street Journal, эти переговоры были конструктивными. Фонд предпочитает вести непубличную работу с компаниями, где у Jana есть доля. Именно таким образом в прошлом году он добился нескольких мест в совете директоров фармацевтического холдинга Walgreens Boots Alliance. Сейчас крупнейшим инвестиционным проектом Jana является Qualcomm, рыночная капитализация которой составляет $114 млрд.

Arete Research Services оценивает рыночную стоимость подразделения по разработке чипов Qualcomm в $74 млрд, патентное подразделение – в $87 млрд.

Пик котировок Qualcomm пришелся на 1999 г. Конкуренция на рынке чипов для смартфонов обострилась. Особенно трудно Qualcomm в этом плане приходится в Китае. Кроме того, против компании ведутся антимонопольные расследования в США, Европе и Южной Корее. Аналогичное расследование против нее в Китае недавно было прекращено – компания заплатила штраф в $1 млрд.

За прошлый год акции компании подешевели на 11%, а ее показатель доходности инвестиций в последние пять лет отставал от индекса NASDAQ 100. Qualcomm пытается поддержать свои котировки, выкупая акции. В феврале было объявлено о программе выкупа на сумму $15 млрд, на следующий год запланирована еще одна программа, на $10 млрд. Впрочем, динамика котировок у Qualcomm была лучше, чем у многих других производителей полупроводниковой продукции. Компания щедро делится прибылью с акционерами – с 2003 г. компания направила на выплату дивидендов и выкуп акций около $37 млрд.

Акционеры приветствуют эти меры, но требуют и дальнейших шагов. Фонд Jana заявляет, что микропроцессорный бизнес компании сейчас не представляет большой ценности. Руководство Qualcomm стремится сохранить неизменной нынешнюю корпоративную структуру, хотя и проверяет периодически, целесообразно ли это в меняющихся условиях. В феврале генеральный директор Qualcomm Стив Молленкопф заявил, что подразделения, занимающиеся разработкой чипов и продажей лицензий, по-прежнему оказывают друг другу важную поддержку. К примеру, в Китае их единство упростило переговоры с властями во время антимонопольного расследования. «Однако мы время от времени действительно рассматриваем вопрос о возможном разделении, – сказал Молленкопф в одном из недавних интервью. – Мы пытаемся определить, может ли нынешняя структура обеспечить максимальную акционерную стоимость».

В качестве самостоятельной компании подразделение чипов могло бы попытаться купить бизнес Broadcom либо само могло бы стать объектом поглощения для компании вроде Intel.

WSJ, 13.04.2015, Александр Силонов