Впервые за многие годы жители России стали больше смотреть телевизор

Они все чаще интересуются новостными выпусками, чтобы узнать о ситуации на Украине
Главным источником информации о ситуации на Украине остается телевизор/ PhotoXPress

В 2014 г., впервые как минимум за последние пять лет, среднесуточное время телепросмотра в России выросло, сообщил гендиректор исследовательской компании TNS Руслан Тагиев. Точные сроки он назвать затруднился. В среднем по году жители России старше четырех лет тратили на просмотр телевизора 244 минуты в день – на 2,5% больше, чем годом ранее. При этом дольше проводить время перед телевизором стали не только пожилые, но и молодые зрители, свидетельствуют данные TNS. Хотя у первых этот показатель вырос сильнее (см. графики).

Средняя доля жителей России, которые хотя бы на минуту в день включают телевизор (среднесуточный охват), в 2014 г. практически не изменилась: главное СМИ страны ежедневно продолжает смотреть в среднем 72% жителей крупных городов.

В последние годы время телесмотрения оставалось достаточно стабильным, указывает Тагиев, но происходило это прежде всего благодаря старшему поколению, тогда как молодежь проводила перед телевизором все меньше времени. Случившийся в прошлом году взрыв популярности ТВ у россиян Тагиев объясняет прежде всего просмотром новостей. Олимпиада в Сочи привлекла тоже много внимания, но в среднем по году ее влияние на просмотр телевизора оказалось невелико, отмечает эксперт. Зато время просмотра новостей, по его словам, резко выросло у всех категорий зрителей: после развернувшихся событий на Украине и в Крыму рейтинги теленовостей взлетели. «Новости стали настоящим инфотейнментом: точно так же, как раньше россияне следили за любимым сериалом или шоу, с весны 2014-го они, не отрываясь, смотрят сериал под названием «война на Украине», – рассказывает Тагиев.

В этом году интерес россиян к ТВ, по данным TNS, практически не снижается: в январе – марте зрители старше четырех лет тратили на просмотр телеканалов те же 270 минут в день, что и в I квартале 2014 г., однако это больше, чем в среднем по 2014 г. Именно в I квартале жители России всегда смотрят телевизор дольше, чем в любое другое время года, указывает Тагиев: «Сказывается холод на улице и длинные новогодние каникулы». Поэтому показательным будет II квартал 2015 г., когда станет понятно, сохранят ли телеканалы интерес со стороны молодых зрителей, рассуждает он.

Благодаря тому что россияне стали проводить больше времени перед телевизорами, у российских каналов выросло число контактов с аудиторией, а значит, рекламные возможности. Впрочем, воспользоваться этим крупнейшие участники рынка с популярными новостными выпусками не смогли из-за экономического кризиса в стране и сокращения рекламных бюджетов. Уже в конце 2014 г. рынок рекламы в России ушел в минус: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в IV квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. рекламные доходы телеканалов снизились на 2%, а в целом по году выросли на те же 2%. Выручка «Первого канала» в прошлом году выросла лишь на 3% до 30,1 млрд руб., выручка НТВ снизилась на 12,4% до 20,3 млрд руб. Данные по «России 1» и «России 24» (входят в ВГТРК), а также по РЕН ТВ (входит в «Национальную медиа группу») отсутствуют.