«Атон»: «Яндекс» может уйти с турецкого рынка в 2016 году

Это произойдет, если компании не удастся набрать достаточно аудитории в этой стране
«Яндексу» не удается добиться существенных успехов на турецком рынке/ Fatih Saribas/ Reuters

«Яндексу» не удается добиться существенных успехов на турецком рынке, и компания потенциально может уйти из Турции в 2016 г., если не сможет достичь прогресса. Такой вывод сделали аналитики инвесткомпании «Атон» из слов директора по связям с инвесторами «Яндекса» Екатерины Жуковой. Встреча представителей «Атона» с Жуковой произошла 3 июня этого года, говорится в сообщении «Атона».

Развитие бизнеса в Турции привело к тому, что EBITDA российской компании снизилась на 2–3 пункта, говорится в записке «Атона», и этот эффект усиливается из-за девальвации рубля. Менеджмент «Яндекса» видит спрос со стороны правительств европейских стран на альтернативные поисковые системы (Google не очень любят в Европе). Однако в данное время вероятность географической экспансии «Яндекса» невелика, резюмируют аналитики «Атона».

«Яндекс» запустил свои сервисы в Турции осенью 2011 г. Это было первым выходом российского поисковика на зарубежный рынок за пределами стран СНГ. Тогда основатель «Яндекса» Аркадий Волож говорил, что для компании это «большой эксперимент». «Мы учимся на Турции», – говорил он. Для того чтобы компания смогла вести в стране полноценный бизнес и продавать рекламу, ей нужно получить в стране 10–20% доли поискового рынка. С тех пор «Яндексу» удалось получить на турецком рынке около 5%. Самый популярный поисковик в Турции – Google.

«Яндекс» продолжит работу в Турции, говорит представитель компании Ася Мелкумова: «Мы активно развиваем свое присутствие в Турции, и как результат – мы серьезно улучшили качество поиска. И по внутренним оценкам, и по оценкам внешних исследователей, поиск «Яндекса» в Турции превзошел конкурирующие продукты». Как и раньше, Турция – это ключевой эксперимент компании, добавляет она.

Человек, присутствовавший на встрече с представителями «Яндекса», говорит, что у него не сложилось впечатления, что компания уже приняла решение о закрытии турецкого проекта. «Яндекс» ежегодно пересматривает свои инвестиции и обсуждает их на совете директоров, рассказывает он.

Сотрудники «Яндекса» не говорили аналитикам про возможное закрытие Турции. Написанное в отчете «Атона» – «частное мнение аналитика», говорит близкий к «Яндексу» человек.

«Яндекс» всегда активно продвигал свои сервисы в Турции. Например, этой весной ему удалось заключить соглашение с компанией Mozilla – разработчиком популярного браузера Firefox: «Яндекс» стал поиском по умолчанию в Firefox на территории Турции. Раньше у Mozilla был заключен трехлетний контракт с Google, по условиям которого в Firefox во всем мире основным поисковиком был именно Google. Однако в этом году контракт с Google закончился и не был продлен.

«На окончательное решение о появлении "Яндекса" в турецком Firefox повлияли результаты тестов: в течение месяца Mozilla тестировала специальную сборку Firefox с поиском "Яндекса" по умолчанию, чтобы оценить, насколько новый поиск удовлетворяет пользователей», – рассказывала ранее Мелкумова. В тестах приняли участия более 10 000 пользователей Firefox в Турции. Через месяц выяснилось, что, когда турецким пользователям предложили «Яндекс» вместо Google, большая часть из них осталась с «Яндексом», утверждала она.