Операционная прибыль Samsung Electronics сокращается седьмой квартал подряд

Успех новых флагманских смартфонов не помог ей переломить тенденцию
Производство новых смартфонов Samsung Galaxy S6 и S6 Edge было перестроено, но пока оптимизация продаж не произошла/ Е. Разумный/ Ведомости

По предварительным итогам Samsung Electronics за II квартал ее операционная прибыль в очередной раз сократилась по сравнению с тем же периодом прошлого года, заметно снизилась и выручка. Окончательные результаты квартала станут известны до конца июля.

Квартальная операционная прибыль компании составила всего 6,9 трлн южнокорейских вон ($6,1 млрд), что на 4% меньше, чем во II квартале 2014 г. Выручка по сравнению с прошлогодней уменьшилась на 8,4% до 48 трлн вон. Идущее уже семь кварталов подряд ухудшение финансовых показателей в основном связано с проблемами подразделения сотовой телефонии, в прошлом весьма успешного. В подразделении полупроводниковых продуктов, напротив, показатели уверенно растут. В своих предварительных данных Samsung не приводит цифры по отдельным подразделениям.

Почти четверть рынка

24,6% такую долю мирового рынка по количеству отгруженных смартфонов занял в I квартале 2015 г. Samsung, по подсчетам IDC. Он занимает 1-е место, у идущей второй Apple – 18,3%. За год доля Samsung сократилась на 6,1 п. п.

Выпущенные в апреле новые смартфоны Samsung Galaxy S6 и S6 Edge заслужили высокие оценки экспертов и вызвали интерес у покупателей, но компания не смогла правильно предугадать, какая из моделей окажется более популярной, и это негативно сказалось на продажах. Ожидалось, что на каждый проданный экземпляр S6 Edge будет продано по четыре экземпляра S6, и производственные мощности были настроены соответствующим образом. Но спрос на оба варианта устройств оказался примерно одинаковым. В результате на складе стали накапливаться нераспроданные S6 (особенно белого цвета), в то время как заказы на S6 Edge удовлетворить не удавалось. Уже в апреле руководство подразделения мобильных устройств Samsung пообещало увеличить производство S6 Edge и насытить спрос на эти смартфоны к концу июня. Производство было перестроено, но пока оптимизация продаж не произошла. Источник WSJ полагает, что в III и IV кварталах принятые меры все же приведут к росту показателей прибыльности.

Вероятно, Samsung так и не сумеет воспользоваться окном возможностей, связанным с дебютом моделей S6. В отличие от Apple, смартфоны которой обычно продолжают успешно продаваться и спустя год после их появления на рынке, пик продаж новинок Samsung приходится обычно на первые месяцы после рыночного дебюта.

Впрочем, II квартал этого года был относительно успешным на фоне первых трех месяцев, когда операционная прибыль упала по сравнению с прошлогодней более чем на 30%. Продажи смартфонов по сравнению с I кварталом выросли на 15%.

По оценкам Gartner, на китайском рынке в I квартале продажи смартфонов сократились впервые за шесть лет – на 4%. При этом падение не коснулось продукции Apple, Xiaomi и Huawei, а пришлось в основном на Samsung. Рыночная доля корейской компании здесь сократилась вдвое с 19,9 до 9,7%. Китайский рынок смартфонов – крупнейший в мире, и Samsung теперь занимает на нем лишь 4-е место. «Проблема носит структурный характер, – говорит Дэниел Ким, аналитик из Macquarie. – Они перестроили линейку устройств нижнего и среднего ценовых диапазонов, но все равно их смартфоны слишком дороги по сравнению с сопоставимыми устройствами китайских производителей».

Использованы материалы FT и WSJ