«Яндекс» может выйти на рынки Латинской Америки

Компания запускает приложение, ориентированное только на страны этого региона
По данным eMarketer, Бразилия, Мексика и Колумбия – наиболее растущие рынки в Латинской Америке до 2018 г./ Eraldo Peres/ AP

«Яндекс» изучает возможность работы на рынках Латинской Америки и запускает первое приложение только для стран этого региона, следует из сообщения «Яндекса». Раньше компания выпускала продукты только для «домашнего» рынка и близлежащих стран вроде Украины и Турции.

Сейчас «Яндекс» запускает приложение для мобильных устройств, работающих под управлением операционной системы Android – Yandex Launcher. Прежде всего оно рассчитано на пользователей из Бразилии и Мексики – стран, в которых у «Яндекса» уже был опыт распространения своих продуктов, говорится в сообщении. По данным eMarketer, Бразилия, Мексика и Колумбия – наиболее растущие рынки в Латинской Америке до 2018 г.

Yandex Launcher представляет из себя оболочку для устройств Android, которая позволяет пользователям настраивать эту операционную систему под собственные задачи и сделать интерфейс смартфона более индивидуальным, объясняет «Яндекс». Приложение будет работать и на маломощных смартфонах низшего ценового диапазона – а именно такими устройствами владеет большая часть жителей стран Латинской Америки. Вместе с Yandex Launcher «Яндекс» предоставит пользователям свою рекомендательную технологию, которая поможет им выбрать нужные приложения в магазине Google Play. «Яндекс» планирует зарабатывать на рекомендательной системе и партнерствах с сетями мобильной рекламы.

Yandex Launcher недоступен пользователям из России, также в нем нет сервисов «Яндекса». Например, поиск «Яндекса» не представлен в Латинской Америке, поэтому поиском «по умолчанию» в приложении предлагается Google, а в настройках по выбору также доступен Bing, говорит представитель «Яндекса» Екатерина Карнаухова. Если эксперимент будет успешным, «Яндекс» распространит его на весь мир, добавляет она. Выбор Бразилии и Мексики в качестве стран для старта Yandex Launcher Карнаухова объясняет тем, что это самые растущие рынки и что именно в этих странах (а также во Вьетнаме) Яндекс.Браузер «Кусто» показал наилучшие результаты.

Речи о полноценном выходе «Яндекса» в Латинскую Америку пока нет. Запуск приложения – только эксперимент, говорит Карнаухова. Правда, недавно основатель «Яндекса» Аркадий Волож говорил в интервью Reuters, что компании опасно зависеть только от российского рынка: «Яндексу» «нужно найти бизнес-модели, партнеров, заказы, нам нужно научиться продавать свои уникальные умения на других рынках, чтобы не зависеть от одного. Поэтому так активно мы ищем разные схемы, разные другие источники дохода – и в интернете, и вне интернета, куда еще можно применить наши умения». Один из выходов, по мнению Воложа, построить модель вторых игроков в разных странах: «Это много разных валют, это значит независимость от нефти хотя бы».

Чтобы существенно диверсифицировать бизнес, «Яндексу» нужно охватить достаточно крупные и растущие рынки вроде Индии и Латинской Америки, говорит аналитик «Открытия Капитала» Александр Венгранович. Но у компании мало опыта работы за рубежом, а ее экспансия в Турции пока не увенчалась успехом. Потенциально крупным бизнесом за пределами России мог бы стать проект по расчету больших данных – Yandex Data Factory. Но пока он находится на ранней стадии и сложно предсказать его успешность, резюмирует аналитик.

«Яндекс» работает в России и странах СНГ, также компания в 2011 г. открыла офис в Турции и запустила в этой стране сервисы поиска, карт и пробок. Правда, компании пока не удалось достичь существенных успехов на своем турецком рынке поиска, где доминирует Google. Доля «Яндекса» в этой стране составляет всего около 4%. Зато в Турции популярны другие сервисы российской компании – карты и пробки, говорил ранее Волож. На Петербургском международном экономическом форуме он сообщил, что «Яндекс» готов привлекать сторонних инвесторов в свой турецкий проект.