iPhone стал слишком дорогим для развивающихся рынков

Продажи смартфона Apple в мире впервые снизились год к году

В IV квартале 2015 г. продажи Apple iPhone на мировом рынке смартфонов год к году снизились на 4,4% до 71,5 млн устройств, следует из отчета Gartner. Это первое такое снижение, подчеркивают его авторы.

В октябре - декабре 2014 г. Apple заняла первое место в мире по продажам смартфонов с 74,8 млн устройств (Samsung, занявшая второе место, продала чуть более 73 млн). Год спустя Samsung сместила Apple с лидерской позиции - компаниям удалось продать 83,4 млн и 71,5 млн аппаратов. Доля Apple на рынке смартфонов в штуках в IV квратале 2015 г. снизилась, составив 17,7% против 20,4% в годом ранее. Доля Samsung выросла с 19,9 до 20,7%. В целом в 2015 г. доля iPhone на мировом рынке выросла на 0,5 п. п. до 15,9%, в абсолютном выражении продажи iPhone увеличились на 18% до 225,8 млн.

Агрессивная ценовая политика локальных брендов (B-брендов) и китайских производителей в среднем и бюджетном сегменте развивающихся рынков привела к тому, что покупатели стали покупать более доступные смартфоны взамен старых, рассуждает директор по исследованиям Gartner Аншул Гупта. По его словам, давление на рынок смартфонов оказывает девальвация валют многих развивающихся стран.

По данным Gartner, мировые продажи смартфонов в IV квартале 2015 г. год к году выросли на 9,7% до 403 млн устройств. Это самые медленные темпы роста с 2008 г., утверждают авторы отчета.

Колебания валют серьезно влияют на результаты Apple, поскольку 2/3 его выручки приходится на продажи за пределами США, цитировал в январе 2016 г. Bloomberg гендиректора Apple Тима Кука.

Основные рынки, включая Бразилию, Россию, Японию, Канаду, Юго-Восточную Азию, Австралию, Турцию и ЕС, затронули замедление экономического роста, падение цен на сырье и ослабление валюты, отметил он. С конца финасового 2014 г. (то есть с сентября 2014 г.), к примеру, канадский доллар, австралийский доллар, мексиканский песо и турецкая лира снизилась к доллару на 20% или более, бразильский - более чем на 40%, российский рубль -более чем на 50%: такими цифрами оперировал Кук. $100 выручки, которые в IV финансовом квартале 2014 г. Apple зарабатывала в других валютах за пределами США, в I финансовом квартале 2016 г. превратились в $85, отметил Кук.

iPhone - аппарат, который пользователи раньше продавали или меняли чаще всего. В России доля iPhone на рынке смартфонов в IV квартале 2015 г. в штуках год к году снизилась вдвое до 7,5% (годом ранее она составляла 15%), посчитал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В середине года доля iPhone была еще меньше, но ситуацию выправили дешевые восстановленные iPhone 5s, говорит Муртазин. Главная причина в том, что iPhone из-за девальвации рубля стал слишком дорогим, уверен он. Снижению доли рынка способствовало и то, что первые два месяца 2015 г. на фоне обвала рубля iPhone активно не продавался в кредит, отмечает Муртазин. Наконец, давление на продажи Apple оказала ценовая война между российскими ритейлерами, начавшаяся весной 2015 г., считает он.

В апреле 2015 г. МТС объявила, что будет продавать в своих салонах смартфоны по ценам, близким к себестоимости. После прекращения сотрудничества со «Связным» оператор рассчитывал таким образом привлечь в свои салоны дополнительных посетителей и увеличить количество новых подключений. Побочным результатом этой войны стало то, что МТС стала основным продавцом Samsung в России – в конце весны 2015 г. продукцией компании отказались торговать «Евросеть» и «Связной». Сами ритейлеры объясняли это высоким уровнем брака, а источник, близкий к корейскому производителю, – снижением доходности от его продаж из-за ценовой войны.

В результате того, что МТС торгует смартфонами Samsung практически по себестоимости, получилось так, что самая дешевая модификация iPhone 6s стоит около 57 000 руб., а сопоставимый с ней Samsung Galaxy S6 - около 35 000 руб., что не добавляет популярности iPhone, утверждает Муртазин.