Apple может в судебном порядке ввозить в Россию запчасти для ремонта iPhone

Иск с таким требованием подан в Басманный суд Москвы
Apple дискриминирует пользователей iPhone из России, отказываясь ремонтировать устройства, посчитал один из покупателей и обратился с жалобой в суд/ А. Гордеев/ Ведомости

Басманный суд Москвы зарегистрировал иск Дмитрия Петрова к ирландской Apple Distribution International, российскому представительству Apple «Эппл рус», его реселлеру re:Store (входит в Inventive Retail Group) и компании «Эджастерс про».

В 2015 г. Петров купил в re:Store iPhone 6 Plus за 62 990 руб., доплатив 10% стоимости аппарата за годичную подписку на сервис «Эджастерс про» – бесплатный негарантийный ремонт аппарата, следует из искового заявления, с которым ознакомились «Ведомости» и подлинность которого подтвердил сам истец. Повредив дисплей, Петров попытался воспользоваться сервисом. В мастерской ему предложили заменить деталь. Но в службе поддержки Apple истцу сообщили, что дисплеи для ремонта iPhone в Россию не поставляются, а неоригинальную запчасть он использовать побоялся. Apple блокирует iPhone при использовании неоригинальных комплектующих. То, что дисплеи для iPhone в Россию не поставляются, Петрову подтвердили в других сервисных центрах – и предложили заменить iPhone с доплатой 25 990–29 300 руб.

Кандидаты на ремонт

600000 iPhone было продано в России в I квартале 2016 г. (данные «Евросети»). Это почти на 50% больше, чем годом ранее

Apple нарушает российский закон о защите прав потребителей, говорится в иске Петрова. Изготовитель, в частности, должен обеспечивать поставку запчастей для ремонта в течение всего срока службы продукции, а срок службы iPhone – пять лет. Apple дискриминирует российских покупателей, считает истец, ведь в других странах, в частности в США, он поставляет дисплеи в ремонтные мастерские и замена значительно дешевле, чем обмен сломанного iPhone на новый в России. Петров просит суд обязать Apple поставлять дисплеи в российские сервисы, отдельно обеспечить экран для его смартфона и заменить его совместными усилиями «Эджастерс про» и re:Store, а также компенсировать понесенные убытки и заплатить неустойку. Петров осознает, что изменить стандарты работы Apple в России непросто, но надеется, что его иск подтолкнет производителя к уважению прав потребителя в России. За ним могут последовать коллективные иски других пользователей iPhone и к решению проблемы могут подключиться регуляторы, не исключает Петров.

Претензии к «Эджастерс про» и re:Store, касающиеся ненадлежащего сервисного обслуживания, суд, вероятно, отклонит, полагает управляющий партнер юрфирмы «Лосев и партнеры» Вячеслав Лосев. Он считает, что их вины в ситуации нет. В то же время претензии к производителю, касающиеся снабжения, вполне могут быть удовлетворены – они подкреплены вполне убедительными доказательствами, добавляет юрист.

«Эджастерс про» не является авторизованным Apple сервисным центром – не ясно, почему Apple должна нести ответственность за договор пользователя с этой компанией, недоумевает источник, близкий к авторизованным сервисным центрам Apple. Представитель re:Store считает, что ответственность за сервис лежит на производителе, а не на ритейлере.

Представитель «Эджастерс про» отказался от комментариев. Представитель Apple не ответил на вопросы «Ведомостей».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (исправленная версия)