Сооснователь сервиса Qiwi Андрей Романенко продал долю iTech Capital

Он намерен сосредоточиться на развитии нового проекта – системы автоматизации бизнеса «Эвотор»
Предпринимателя не устраивало, что в принятии инвестиционных решений его голос не был решающим / Юрий Самолыго/ PhotoXPress

В июне сооснователь платежного сервиса Qiwi Андрей Романенко вышел из капитала венчурного фонда iTech Capital, сообщил «Ведомостям» собеседник, знакомый с менеджерами фонда, и подтвердили сам Романенко, а также партнер iTech Capital Алексей Соловьев. Свою долю Романенко продал новому инвестору, говорит Соловьев. Его имя партнеры не раскрывают. Романенко заверил, что сделка принесла ему прибыль, но ее размер (равно как и сумму инвестиций в фонд) он не раскрывает. Близкий к фонду источник знает, что Романенко получил за свою долю около $10 млн.

Недавно в жизни iTech произошли изменения. Он стал управлять активами венчурного фонда Prostor Capital, управляющим партнером которого раньше был Соловьев. Капитал Prostor составляет $20 млн, он проинвестировал в семь компаний и вышел из двух инвестиций. В конце мая также стало известно, что iTech будет управлять активами одного из трех венчурных фондов «Сколково» и Российской венчурной компании.

Основанный в 2011 г. iTech с капиталом $100 млн поучаствовал в 11 крупных сделках. Например, он является инвестором сервисов Ticketland и Aviasales. Сейчас у фонда всего более 40 инвесторов, ни один из них не владел долей более чем в 16%, уточнил Соловьев. По его словам, Романенко был как пайщиком фонда (LP – limited partner), так и акционером управляющей компании (GP – general partner), сейчас он продал и паи, и акции. Это подтверждает источник, близкий к фонду, по словам которого Романенко мог претендовать на 25% от прироста стоимости инвестиционного портфеля фонда. Романенко не комментирует, был ли он акционером управляющей компании.

Фонд iTech Capital стал первым инвестиционным опытом Романенко – он стал акционером фонда в момент его создания, сообщил Романенко «Ведомостям». Но на все не хватает времени, посетовал предприниматель. Кроме того, по словам Романенко, его не устраивало, что в принятии инвестиционных решений iTech его голос не был решающим, и то, что фонд сфокусировался на инвестициях только в российские проекты. У половины портфеля iTech долларовая выручка и его компании фактически являются международными, парирует Соловьев. Он указывает, что многие компании платят дивиденды, с помощью которых инвесторы уже вернули часть своих денег.

Опытный инвестор

В апреле 2014 г. Романенко открыл и собственный венчурный фонд Run Capital с капиталом $30 млн. Он инвестирует в технологические проекты на начальных стадиях развития. В августе прошлого года Run Capital вместе с Altera Кирилла Андросова купили по 10% компании Group-IB (занимается борьбой с киберпреступлениями). А весной этого года Романенко стал владельцем 8,75% петербургского Энергомашбанка, еще 10,69% приобрел другой сооснователь Qiwi – Андрей Муравьев. Также Романенко – акционер виртуального мобильного оператора SIM SIM, соинвестор венчурных фондов ITech Capital, Run Capital и AddVenture III.

Сейчас Романенко пересматривает свой инвестиционный портфель, руководствуясь несколькими параметрами: возможностью управлять бизнесом компании и интересом к его развитию, а также тем, правильное ли сейчас время для выхода. Этими же мотивами он руководствовался при продаже своей доли в Qiwi, сообщил Романенко в начале июня. Он оставил себе лишь одну акцию платежного сервиса – на память. По его словам, он уже больше четырех лет не занимается операционной деятельностью компании и сейчас полностью поглощен другим проектом. Это проект «Эвотор», который занимается автоматизацией малого и среднего бизнеса, сообщил он вчера «Ведомостям». С июня прошлого года ему принадлежит 30% этой компании, он же является ее гендиректором. Еще 40% «Эвотора» владеет Сбербанк.

В целом объем рынка вторичных сделок (выкуп долей у инвесторов) в мире приблизительно равен объему первичных сделок (пополнение капитала фонда), считает бывший член правления Российской венчурной компании и независимый инвестиционный эксперт Андрей Введенский. В России из-за небольшого объема венчурного рынка вторичные сделки практически отсутствуют, говорит он. Количество вторичных сделок невелико во всем мире, считает управляющий партнер венчурного фонда Phystech Ventures Петр Лукьянов. Чтобы инвестор продал свою долю, его должна либо не устраивать работа фонда, либо должны понадобиться деньги на другой проект, рассуждает он.