Статья опубликована в № 4481 от 28.12.2017 под заголовком: Операторы заработали на перемирии

Сотовые операторы вновь научились зарабатывать

Но возможная ценовая война может вновь ударить по их кошельку
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В 2016 г. доходы операторов сотовой большой тройки от мобильных услуг упали на 1,4%, посчитал «ТМТ консалтинг». А в этом могут подняться примерно на 1%, прогнозируют аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович и гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. О наметившемся росте свидетельствует отчетность операторов. Судя по отчетности большой тройки операторов, в III квартале 2017 г. их мобильная выручка росла, а год назад, в июле – сентябре 2015 г., она падала (см. график). «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) финансовые показатели не раскрывает, но, по заверению представителя компании, росла выручка и у него.

К падению доходов 2016 г. привело обострение конкуренции между операторами, объясняют аналитики. В 2015 г. – начале 2016 г. Tele2 активно строил по всей стране сети 3G и LTE (выйдя в Москву в октябре 2015 г.) и появление конкурента-дискаунтера вынудило большую тройку снижать тарифы, напоминает Анкилов. По опыту регионов, куда выходит Tele2, средняя стоимость услуг связи снижается до 20%, констатирует его представитель Ольга Галушина.

Сыграли свою роль и тарифы с безлимитным доступом в интернет. Они появились в 2016 г., но через год операторы от них отказались – настолько синхронно, что даже привлекли внимание Федеральной антимонопольной службы. Популярность безлимитных тарифов Венгранович и Анкилов называют одной из причин снижения мобильной выручки операторов. С ними соглашается представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева: безлимиты негативно повлияли на рынок.

Поэтому случившуюся в 2017 г. реставрацию рынка Венгранович и Анкилов связывают именно с отменой безлимитов и отказом от снижения прочих тарифов. Вдобавок сотовую выручку 2017 г. поддержали корпоративные абоненты: растет спрос на sms-рассылки и подключение к сетям автоматических устройств, напоминает Анкилов.

Если в 2018 г. поведение операторов не изменится, то выручка продолжит расти, уверен Венгранович. Но он указывает на вероятность возврата ценовой войны: в ноябре МТС понизила тарифы в 10 регионах – в ответ то же самое в декабре сделал «Мегафон». Все будет зависеть от того, не попытается ли кто-то из операторов нарастить абонентскую базу, снижая тарифы, заключает Венгранович.

«Оздоровление рынка, возможно, приостановилось. Снова наблюдается нерациональная борьба за рынок, выражающаяся в снижении цен, – у некоторых нервы не выдержали», – заявлял гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков, после того как МТС снизила цены, но не конкретизируя, кого из операторов он имеет в виду. А коммерческий директор оператора Влад Вольфсон был более категоричен: «Наша стратегия проста: мы не отдадим ни одного нашего абонента». По словам представителя оператора, «Мегафон» отказался от ценовой конкуренции, перестал гнаться за подключениями и сосредоточился на качестве обслуживания – это стратегия оператора. Но не отвечать на действия конкурентов невозможно, категоричен он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать