Емкость дата-центров вырастет менее чем на 10% в этом году

Этого недостаточно, предупреждают участники рынка
Андрей Гордеев / Ведомости

В 2019 г. количество дата-стоек в России может вырасти всего на 9,4% и составить 42 000, сообщил «Ведомостям» ведущий консультант агентства iKS-Consulting Станислав Мирин. Рост емкости замедляется третий год подряд: в 2018 г. количество стоек в России выросло в годовом сопоставлении на 10,8% (составило 38 700), а в 2017 г. – на 13% (34 900).

Самый быстрый рост в этом году обещает сеть дата-центров IXcellerate: с 1835 до 3815 стоек, это выведет ее на третье место на рынке. Лидер – «Ростелеком»: за год собирается добавить 816 стоек, всего будет 6686. DataLine сохранит второе место, хотя не будет увеличивать число стоек – 4811 штук. «Ростелеком» покупает DataLine, сообщал «Коммерсантъ»: рыночная стоимость компании – 21 млрд руб., в том числе чистый долг – около 4,1 млрд.

На четвертом месте с 2000 стоек – DataPro семьи бывшего президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, компания планирует ввести 1000 стоек в 2019 г. На пятом – Selectel бывших акционеров «В контакте» Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили с 1904 стойками, расширяться компания в этом году не планирует.

В последние два года рынок дата-центров рос стабильно только в Москве и области, констатирует Станислав Мирин, а в регионах появление новых емкостей компенсировалось закрытием старых – технологически устаревших.

Участники рынка согласны с оценкой iKS-Consulting. В «Ростелекоме» считают, что рост емкостей коммерческих центров обработки данных на 10% за год недостаточен – создается сильный дефицит в регионах, особенно в связи с потребностями госсектора. В Москве и Санкт-Петербурге есть баланс между ростом спроса и вводом новых мощностей, говорят в компании. Спрос на услуги ЦОД в регионах растет, а предложение, удовлетворяющее спрос, отсутствует, согласен глава АО «ИКС-холдинг» Дмитрий Бедердинов. По его словам, транспортная доступность площадки важна для потребителей: чаще всего наличие дата-центра рядом с клиентом позволяет ему экономить на телеком-услугах. «Ростелеком» говорит о дефиците стоек именно в регионах, вероятно, в связи с тем, что продвигает там свои небольшие площадки: они пока не до конца заполнены, полагает исполнительный директор «Ди си квадрата» Александр Мартынюк. В любом случае и в Москве, и за ее пределами недостаток стоек существует, резюмирует Мартынюк.

Дефицит емкостей есть в высоконадежном сегменте коммерческих ЦОД, уточняет директор по маркетингу IXcellerate Дина Нуркаева. О недостатке свободных стоек говорит и рост цен в конкурсах, указывает руководитель сети дата-центров компании «Крок» Павел Колмычек: крупные компании стремятся строить собственные дата-центры, а менее крупные, скорее всего, начнут обращаться в коммерческие ЦОД, что вызовет дополнительный спрос на стойки.

iKS-Consulting сообщала, что в 2018 г. выручка российских коммерческих дата-центров увеличилась на 29% в годовом сопоставлении и достигла 28,5 млрд руб. В предыдущие годы рынок центров обработки данных рос похожими темпами: в 2017 г. он составил 21,9 млрд руб., превысив уровень 2016 г. на 26,9%.