«Почта России» заработала 21 млрд рублей на цифровых сервисах

Цель компании – почти 100 млрд рублей
Выручка от цифровых сервисов «Почты России» в 2019 г. составила 21,2 млрд руб. – почти втрое больше, чем в 2018 г./ Евгений Разумный / Ведомости

Примерно 10% выручки «Почты России» в прошлом году пришлось на цифровые продукты, сообщил «Ведомостям» представитель компании: это свыше 21 млрд руб., а в позапрошлом году цифровая выручка составила всего 7 млрд руб. Речь идёт об онлайн-сервисе отправки писем и посылок для интернет-магазинов, сайте pochta.ru и мобильном приложении, а также о сервисе электронных заказных писем. Сейчас ежемесячно «Почта России» зарабатывает на цифровых сервисах примерно по 2 млрд руб., а интернет-трафик достигает 20 млн посетителей в месяц.

В 2024 г. «Почта России» рассчитывает на увеличение выручки от цифровых решений до 157 млрд руб., заявил заместитель гендиректора по информационным технологиям «Почты России» Сергей Емельченков, – это будет половина всей выручки компании. Для достижения этих показателей планируется инвестировать в развитие новых продуктовых решений 47 млрд руб., сообщил Емельченков.

Рост цифровой выручки «Почте России» обеспечили три самых востребованных у юридических и физических лиц цифровых канала. Первый – это онлайн-сервис отправки писем и посылок для интернет-магазинов и других крупных отправителей, работающий на сайте otpravka.pochta.ru. Этот сервис автоматизирует подготовку и отправку партий посылок. За 2019 г. портал заработал 13,7 млрд руб. Решение способно в автоматическом режиме проводить проверку правильности заполнения адресов, а также позволяет интегрировать системы «Почты России» в бизнес-процессы отправителя с помощью программного интерфейса (API). Сервис еженедельно генерирует для компании выручку в размере 330–400 млн руб., рассказал представитель «Почты России».

Вторым по доходности каналом электронной коммерции стал сайт «Почты России» – pochta.ru – и ее мобильное приложение, предоставляющие сервисы онлайн-оформления и массовой отправки посылок для частных лиц. Вместе они дали 4,1 млрд руб. выручки. Онлайн-оформление дает пользователям возможность сдать самостоятельно оформленные и оплаченные посылки в любом отделении «Почты России» без очереди. В октябре количество отправлений, оформленных онлайн, превысило 1 млн шт. и составило 10% от общего числа отправлений за этот период.

Третьим по доходности цифровым продуктом стал сервис электронных заказных писем. Его выручка составила 3,41 млрд руб. Он позволяет получать штрафы за нарушение правил дорожного движения от ГИБДД, постановления от Федеральной службы судебных приставов, повестки от мировых судей и других государственных органов в режиме онлайн. С начала прошлого года количество подключившихся к сервису получателей выросло более чем на 45% (с 1,9 млн до 2,8 млн пользователей). Среди них более 3000 – юридические лица, давшие согласие на получение корреспонденции в электронном виде.

«Почта России» активно расширяет каналы цифровых продаж. В октябре 2019 г. у компании заработал сервис пересылки покупок в интернет-магазинах в свои отделения, а также собственные и партнерские постаматы и пункты выдачи заказов.

Ozon, по данным его представителя, выдал через отделения «Почты России» в 2019 г. в 4 раза больше заказов, чем в 2018 г. Факторы роста – общее увеличение продаж Ozon, а также кратный рост в регионах и отдаленных городах. Летом 2019 г. благодаря интеграции Ozon и «Почта России» сделали интернет-покупки доступнее для жителей 85 регионов России, сократив срок доставки в 42 000 отделений в регионах вдвое, заключает представитель Ozon.

Диджитализация считается одним из ключевых приоритетов всех мировых сервисов доставки, рассуждает вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова. В настоящее время более 90% всех перевезенных службой экспресс-доставки грузов в России оформляется в электронном виде. Эта доля постоянно растет и за последние пять лет она выросла более чем на 40%, уточняет Клинскова.

Сервисы СДЭК и Pony Express не смогли предоставить данные по цифровым услугам по запросу «Ведомостей».

«Почта России» также развивает и цифровые внутренние платформы, в том числе платформы доставки, логистики, управления сетью отделений. Большую часть электронных сервисов компания разрабатывает самостоятельно. Крупнейшими поставщиками программного обеспечения стали «Ланит» и «Люксофт».

В 2019 г. «Почта России» представила программу цифровой трансформации: планируется создание венчурного фонда, который займется поиском новых решений для конкретных стратегических задач. У корпорации с 350 000 сотрудников есть большой потенциал для оптимизации за счет новых технологий, пояснил инвестиционный директор Runa Capital Константин Виноградов.