«Эр-телеком» уступил лидерство МТС

«Дочка» «Системы» стала крупнейшим частным интернет-провайдером в РФ
МТС успешно переподключает абонентов других компаний и обеспечивает лояльность собственных, повышая скорость доступа и качество обслуживания / Андрей Гордеев / Ведомости

Провайдер домашнего широкополосного доступа (ШПД) «Эр-телеком холдинг» (ЭТХ) уступил 1-е место «дочке» АФК «Система», говорится в отчете агентства Telecom Daily, по итогам IV квартала прошлого года МТС опередила прежнего лидера примерно на 10 000 подписчиков. К концу года у МТС было 3,84 млн пользователей ШПД, у ЭТХ – примерно 3,83 млн. Кварталом ранее операторы обслуживали 3,76 млн и 3,82 млн подписчиков соответственно.

«Эр-телеком» впервые с 2012 г. оказался на 2-м месте в России по количеству пользователей домашнего интернета среди частных провайдеров и на третьей позиции в общем зачете (первую строчку занимает государственный «Ростелеком» с 12,35 млн абонентов ШПД).

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков обращает внимание, что абонентская база МТС растет значительно быстрее, чем у ЭТХ. Прирост числа подписчиков ЭТХ уже полтора года в среднем составляет менее 7000 за квартал, а МТС в прошлом году ежеквартально наращивала базу пользователей ШПД на 100 000 абонентов.

Telecom Daily не учитывает в абонентской базе ЭТХ клиентов томской компании НТС, обслуживающей 40 000 клиентов, так как ее консолидацию холдинг не завершил. Но при сохранении нынешних темпов роста МТС опередит ЭТХ и по завершении данной сделки, уверен Кусков. 

МТС успешно переподключает абонентов других компаний и обеспечивает лояльность собственных, повышая скорость доступа и качество обслуживания, объясняет такую динамику Кусков. В свою очередь, ЭТХ сделал ставку на скупку активов. «В 2015–2020 гг. холдинг приобрел по меньшей мере 10 крупных провайдеров, среди которых петербургская InterZet, новосибирский «Новотелеком», «Томтел» и др.», – говорит Кусков. Столько сделок не провели все российские федеральные операторы, вместе взятые, утверждает он. Консолидация разнородных активов не всегда проходит гладко – технологические платформы, построенные на разном оборудовании, различные биллинговые системы и прочие нюансы затрудняют интеграцию, подчеркивает эксперт. Возможно, в ходе этих процессов поддержка лояльности клиентов оказалась не в фокусе и, как следствие, покупка новых компаний с трудом компенсирует отток из уже присоединенных, считает глава Telecom Daily.

В ЭТХ предпочли не комментировать факт смены лидера и конкурентную борьбу с МТС. Трафик домашнего ШПД в сети ЭТХ в 2020 г.

продемонстрировал двукратный рост, при том что доходность по некоторым услугам в этом сегменте не растет, а где-то даже снижается, отметил представитель ЭТХ: «Очевидно, что данное направление операторского бизнеса во всем мире находится в определенном тупике». За пять лет выручка в этом сегменте выросла на 50%, тогда как в корпоративном увеличилась в 9 раз, подчеркнул представитель ЭТХ.

Сколько ЭТХ потратил на покупку провайдеров, в компании не говорят. В 2016–2017 гг. ЭТХ вложил в приобретения около 14 млрд руб., купив 20 компаний в различных регионах, рассказывал в 2018 г. в интервью «Ведомостям» президент и основной акционер холдинга Андрей Кузяев: «В следующие два года мы намерены инвестировать в приобретение компаний не менее 17 млрд руб. Это будут как крупные, так и мелкие операторы».

Представитель МТС Алексей Меркутов связывает рост базы пользователей домашнего интернета в 2020 г. с увеличением популярности конвергентных тарифов, которые объединяют мобильный, фиксированный доступ и ТВ, спросом на GPON в Москве и Подмосковье, а также маркетинговыми акциями. 

Ни в МТС, ни в ЭТХ не раскрывают показателей оттока абонентов ШПД. Очевидно, у МТС, как экосистемной компании, он должен быть меньше, считает аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович. Сочетание услуг мобильной и фиксированной связи, а также дополнительных сервисов, например финансовых, цементирует абонентскую базу, так как от нескольких услуг на едином счете сложнее отказаться, чем от одной, отмечает эксперт.

По мнению Венграновича, у ЭТХ есть возможность вернуть лидерство среди частных операторов ШПД-рынка. «С одной стороны, около 30% пользователей обслуживаются небольшими компаниями, покупка которых входит в сферу интересов ЭТХ, а с другой – соотношение OIBDA/чистый долг у ЭТХ составляет чуть менее 3, – говорит Венгранович. – Для российского телекома этот коэффициент обычно не превышает 2, но в данном случае это не критично: у операторов ШПД, которых скупает холдинг, достаточно высокая OIBDA, которая позволяет ЭТХ пополнять резервы и делать новые заимствования».

По данным ЭТХ, на конец III квартала 2020 г. его чистый долг составлял 42,9 млрд руб., OIBDA – 15,5 млрд руб. (на конец 2019 г. эти показатели равнялись 50,9 млрд и 17 млрд руб.).