Tele2 сделала устройство для автоматической оплаты парковки в Москве
Интернет вещей начинает проникновение на массовые рынки, отмечают экспертыTele2 начинает продавать устройство «Смарт паркинг», позволяющее оплачивать московские муниципальные парковки, не пользуясь смартфоном или паркоматами, рассказала «Ведомостям» представитель компании Дарья Колесникова. Гаджет с sim-картой Tele2 использует искусственный интеллект – он сам определит, что машина встала на платную парковку, и автоматически включит оплату, а при отъезде с парковки также без вмешательства водителя прекратит списание денег, уверяет она: «Но если машина стоит в пробке на полосе с парковочными местами, система определит, что владелец гаджета не паркуется, и оплата не включится».
«Смарт паркинг» будет стоить около 4000 руб., говорит Колесникова. Парковку он оплачивает по тарифам ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) – 40–380 руб. в зависимости от времени дня и парковочной зоны. Для корректной работы устройства необходимо пополнить лицевой счет sim-карты Tele2, откуда будет оплачиваться парковка, объясняет Колесникова. Историю парковочных сессий можно отслеживать в приложении «Московский паркинг».
Сколько устройств планирует продать Tele2 и как выручка от оплаты парковок будет делиться с АМПП, в Tele2 не говорят. Комиссия оператору от получателя платежа за оплату товара и услуги с лицевого счета может составлять до 5%, говорит источник, близкий к одной из сотовых компаний.
Проект адресован именно московским пользователям, об использовании системы в других городах, где есть платные парковки (Петербург, Нижний Новгород), Tele2 пока не сообщает.
В Tele2 надеются, что проект будет успешен, основываясь на данных собственного исследования, показавшего, что 37% московских водителей регулярно забывают завершить парковочную сессию, уезжая с парковки.
«С помощью нового девайса клиент значительно сэкономит: не только получит сдачу за неизрасходованные минуты, но и сможет избежать затрат на штрафы за неоплаченную парковку, работу эвакуатора и размещение автомобиля на штрафстоянке», – утверждает Колесникова. При этом она отмечает, что парковочный гаджет может привлечь абонентов других операторов, у которых еще нет такой услуги.
«Планируется, что в будущем функционал дивайса расширится. Помимо функции парковки клиенту будет доступна услуга «Автоконсьерж»: ее пользователи смогут получить консультацию, попросить подвезти бензин, поменять колесо или вызвать бесплатный эвакуатор в случае поломки», – обещано в материалах Tele2. Когда она заработает, представители оператора не уточняют.
Автоматизация оплаты парковки действительно будет способствовать привлечению и удержанию абонентов, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Пользователь этой услуги будет привязан к sim-карте Tele2 и вряд ли быстро выбросит ее – для такого сервиса величина тарифа и качество связи некритичны. Это реальные абоненты, ведь, чтобы платить за парковку, счет в Tele2 надо будет регулярно пополнять».
Парковочная система Tele2 – едва ли не первый продукт в сегменте интернета вещей, потенциально интересный массовому рынку, отмечает Кусков: «Удобство его использования налицо – преимущества, которые дают различные умные гаджеты, например лампочки, розетки, выключатели, приводы для раздвигания штор и проч., не столь очевидны, аудитория у них все-таки нишевая, чего не скажешь про пользователей московских парковок».
Жалобы на сервисы АМПП известны – это зависшие платежи, некорректное определение местоположения автомобиля относительно парковки, так что у системы оплаты, альтернативной приложению «Московский паркинг», есть шансы на успех, считает Кусков: «Однако Tele2 придется еще доказать, что ее гаджет работает лучше. Например, проблемы с геопозиционированием могут возникать у всех дивайсов, особенно в центре Москвы. На смартфоне свое местоположение можно поправить, однако не ясно, как это делать с полностью закрытым устройством».
По наиболее актуальным данным АМПП, в 2019 г. платными парковками в Москве воспользовались 59,3 млн раз. С момента создания в 2012 г. по 2020 г. учреждение собрало с автовладельцев более 40 млрд руб., эти средства направляются московскими властями в районные управы. В частности, в 2020 г. было собрано чуть более 6,3 млрд руб. Данных о том, сколько штрафов за неправильную парковку выписывают московским автовладельцам и сколько из них оспаривается, АМПП не приводит – их количество затруднились оценить и опрошенные «Ведомостями» юристы.
«В доступных картотеках значатся десятки тысяч административных и гражданских дел с участием АМПП и Московской административной дорожной инспекции», – отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Большая часть жалоб и исков в адрес АМПП связана с обжалованием штрафов за несвоевременную оплату паркинга из-за сбоев в работе сервиса или мобильных сетей, отмечает Жарский: «Также значительная часть жалоб связана с нарушениями, допускаемыми в ходе фиксации соблюдения правил парковки, – нередко такие нарушения являются следствием несоответствия установленных знаков разметке».
Правда, по его словам, как правило, споры, связанные с единичными нарушениями, урегулируются в досудебном порядке по факту обращения через один из городских порталов.
В МТС отказались от комментариев. В «Вымпелкоме» и «Мегафоне» не ответили на запросы «Ведомостей». Так же поступили в АМПП.