Tele2 сделала устройство для автоматической оплаты парковки в Москве

Интернет вещей начинает проникновение на массовые рынки, отмечают эксперты
Проект адресован именно московским пользователям/ Максим Стулов / Ведомости

Tele2 начинает продавать устройство «Смарт паркинг», позволяющее оплачивать московские муниципальные парковки, не пользуясь смартфоном или паркоматами, рассказала «Ведомостям» представитель компании Дарья Колесникова. Гаджет с sim-картой Tele2 использует искусственный интеллект – он сам определит, что машина встала на платную парковку, и автоматически включит оплату, а при отъезде с парковки также без вмешательства водителя прекратит списание денег, уверяет она: «Но если машина стоит в пробке на полосе с парковочными местами, система определит, что владелец гаджета не паркуется, и оплата не включится».

«Смарт паркинг» будет стоить около 4000 руб., говорит Колесникова. Парковку он оплачивает по тарифам ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) – 40–380 руб. в зависимости от времени дня и парковочной зоны. Для корректной работы устройства необходимо пополнить лицевой счет sim-карты Tele2, откуда будет оплачиваться парковка, объясняет Колесникова. Историю парковочных сессий можно отслеживать в приложении «Московский паркинг».

Сколько устройств планирует продать Tele2 и как выручка от оплаты парковок будет делиться с АМПП, в Tele2 не говорят. Комиссия оператору от получателя платежа за оплату товара и услуги с лицевого счета может составлять до 5%, говорит источник, близкий к одной из сотовых компаний.

Проект адресован именно московским пользователям, об использовании системы в других городах, где есть платные парковки (Петербург, Нижний Новгород), Tele2 пока не сообщает.

В Tele2 надеются, что проект будет успешен, основываясь на данных собственного исследования, показавшего, что 37% московских водителей регулярно забывают завершить парковочную сессию, уезжая с парковки.

«С помощью нового девайса клиент значительно сэкономит: не только получит сдачу за неизрасходованные минуты, но и сможет избежать затрат на штрафы за неоплаченную парковку, работу эвакуатора и размещение автомобиля на штрафстоянке», – утверждает Колесникова. При этом она отмечает, что парковочный гаджет может привлечь абонентов других операторов, у которых еще нет такой услуги.

«Планируется, что в будущем функционал дивайса расширится. Помимо функции парковки клиенту будет доступна услуга «Автоконсьерж»: ее пользователи смогут получить консультацию, попросить подвезти бензин, поменять колесо или вызвать бесплатный эвакуатор в случае поломки», – обещано в материалах Tele2. Когда она заработает, представители оператора не уточняют.

Автоматизация оплаты парковки действительно будет способствовать привлечению и удержанию абонентов, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Пользователь этой услуги будет привязан к sim-карте Tele2 и вряд ли быстро выбросит ее – для такого сервиса величина тарифа и качество связи некритичны. Это реальные абоненты, ведь, чтобы платить за парковку, счет в Tele2 надо будет регулярно пополнять».

Парковочная система Tele2 – едва ли не первый продукт в сегменте интернета вещей, потенциально интересный массовому рынку, отмечает Кусков: «Удобство его использования налицо – преимущества, которые дают различные умные гаджеты, например лампочки, розетки, выключатели, приводы для раздвигания штор и проч., не столь очевидны, аудитория у них все-таки нишевая, чего не скажешь про пользователей московских парковок».

Жалобы на сервисы АМПП известны – это зависшие платежи, некорректное определение местоположения автомобиля относительно парковки, так что у системы оплаты, альтернативной приложению «Московский паркинг», есть шансы на успех, считает Кусков: «Однако Tele2 придется еще доказать, что ее гаджет работает лучше. Например, проблемы с геопозиционированием могут возникать у всех дивайсов, особенно в центре Москвы. На смартфоне свое местоположение можно поправить, однако не ясно, как это делать с полностью закрытым устройством».

По наиболее актуальным данным АМПП, в 2019 г. платными парковками в Москве воспользовались 59,3 млн раз. С момента создания в 2012 г. по 2020 г. учреждение собрало с автовладельцев более 40 млрд руб., эти средства направляются московскими властями в районные управы. В частности, в 2020 г. было собрано чуть более 6,3 млрд руб. Данных о том, сколько штрафов за неправильную парковку выписывают московским автовладельцам и сколько из них оспаривается, АМПП не приводит – их количество затруднились оценить и опрошенные «Ведомостями» юристы.

«В доступных картотеках значатся десятки тысяч административных и гражданских дел с участием АМПП и Московской административной дорожной инспекции», – отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Большая часть жалоб и исков в адрес АМПП связана с обжалованием штрафов за несвоевременную оплату паркинга из-за сбоев в работе сервиса или мобильных сетей, отмечает Жарский: «Также значительная часть жалоб связана с нарушениями, допускаемыми в ходе фиксации соблюдения правил парковки, – нередко такие нарушения являются следствием несоответствия установленных знаков разметке».

Правда, по его словам, как правило, споры, связанные с единичными нарушениями, урегулируются в досудебном порядке по факту обращения через один из городских порталов.

В МТС отказались от комментариев. В «Вымпелкоме» и «Мегафоне» не ответили на запросы «Ведомостей». Так же поступили в АМПП.