«Яндекс» отказался от бесплатной электронной почты для бизнес-клиентов

Теперь почтовый ящик компании с 10 сотрудниками будет обходиться в 30 000–170 000 рублей в год
Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс» отключил бесплатный тариф «Яндекс 360 для бизнеса» с почтовым обслуживанием и возможностью хранить данные в облаке. Изменения вступили в силу 17 апреля 2023 г., следует из рассылки компании. Получение таких писем «Ведомостям» подтвердили несколько пользователей, являющихся сотрудниками различных телекомкомпаний. Информация о введении платы за использование сервиса также опубликована на сайте самого «Яндекса».

«Чтобы сохранить доступ к возможностям «Яндекс 360 для бизнеса», выберите и оплатите один из основных тарифов. Если этого не сделать, ваша организация, пользующаяся бесплатной версией, будет переведена в режим для чтения», – говорится в письме «Яндекса».

Представитель компании не раскрыл текущее количество пользователей «Яндекс 360», но сообщил, что с начала 2022 г. аудитория сервиса выросла в 2 раза. По оценке директора Института исследований интернета Карена Казаряна, корпоративная аудитория сервиса составляет несколько десятков тысяч юрлиц, в каждом из которых может быть как 10 сотрудников, так и несколько тысяч.

Бесплатный тариф давал возможность подключить до 1000 почтовых ящиков с возможностью отправки до 1500 писем в месяц с каждого, а также 10 Гб места для каждого сотрудника в облачном хранилище и доступ к совместному использованию сервисов «Телемост для видеоконференций», «Мессенджер», «Календарь» (для планирования встреч), «Заметки» и «Документы» (совместная работа с файлами, таблицами, презентациями).

Сейчас на сайте доступны три тарифа: базовый, оптимальный и расширенный. Базовая опция предполагает 100 Гб на диске для каждого подключенного сотрудника и 1500 сообщений за 249 руб. в месяц на сотрудника. Таким образом, компании с 10 сотрудниками самый дешевый вариант почтового обслуживания и хранения данных обойдется в 29 880 руб. в год, подсчитали «Ведомости». Оптимальный тариф дает возможность хранения 1 Тб на диске и 50 000 писем за 559 руб. в месяц, а расширенный – 3 Тб памяти и 100 000 писем за 1399 руб. в месяц, или 167 880 руб. в год.

В случае неуплаты в «Яндекс 360 для бизнеса» появятся ограничения. Клиенты не смогут отправлять и пересылать письма, но сохранят возможность видеть архивную переписку и новые входящие сообщения. Подключенные сотрудники также не будут иметь доступа к загрузке и шерингу новых файлов на диске, но смогут скачать ранее загруженные данные. Кроме того, не перешедшая на платную подписку компания не сможет создавать новые почтовые ящики и добавлять пользователей в сервисы.

Бесплатная версия «Яндекс 360 для бизнеса» останется доступна лишь для микропредприятий со штатом до трех сотрудников и НКО, сообщил представитель компании.

Введение платы за использование почтового сервиса эксперты связывают с увеличением затрат «Яндекса» на поддержание распределенной инфраструктуры. Из-за массовой миграции компаний на отечественные сервисы в 2022 г. резко увеличилась нагрузка на облачные ресурсы локальных провайдеров, сильно выросли цены на комплектующие, образовался дефицит практически всех хардверных компонентов, расширилось количество кибератак, перечисляет генеральный директор коммуникационного агентства iTrend Павел Житнюк. Соответственно, резко подскочили затраты провайдеров на поддержку и развитие облачных платформ, поэтому этот шаг выглядит абсолютно логичным в сложившихся условиях, считает он.

С начала СВО на «Яндекс 360 для бизнеса» перешло подавляющее большинство небольших компаний и ИП, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Малый и средний бизнес, которые были основными потребителями корпоративных облачных почтовых сервисов, раньше массово сидели на Google Workspace, но этот сервис стал платным с 2021 г., а с 2022 г. у российских пользователей исчезла и возможность его оплачивать, подтверждает Житнюк. Возможность оплачивать сервисы Google только с карт, эмитированных иностранными банками, вынудила компании переходить на сервисы «Яндекса», добавляет Кусков.

Альтернатив корпоративным сервисам «Яндекса» у малого и среднего бизнеса практически нет, продолжает Житнюк. Решение сопоставимого уровня из отечественных провайдеров, по сути, предоставляет только VK со своей платформой VK WorkSpace, но оно тоже платное, рассуждает эксперт. Тарифы VK на корпоративные сервисы начинаются от 1490 руб. в месяц для компании со штатом до 10 сотрудников, указано на официальном сайте.

Отток пользователей «Яндекс 360 для бизнеса» вряд ли будет ощутимым, поскольку все конкуренты уже ввели плату за услугу, согласен Кусков. Бесплатных сервисов почты для корпоративного сегмента практически не осталось, отмечает ведущий инженер CorpSoft24 Максим Юрчак. Бизнес может только сократить расходы на сервис, но не сделать их нулевыми, а если компании предлагают очень дешевые тарифы, то страдает качество услуг, обращает он внимание.

«Яндекс» стремится к увеличению ARPU (доход с одного пользователя), а вовсе не гонится за количеством клиентов, рассуждает коммерческий директор группы компаний CommuniGate Systems Антон Тен. По его словам, в CommuniGate Systems уже стали обращаться клиенты, ранее использовавшие «Яндекс 360 для бизнеса». В то же время часть пользователей теперь рассматривает переход на решение от VK, ценовая политика которого более мягкая по сравнению с «Яндексом», добавляет он.

Пока сопоставимых VK и «Яндексу» почтовых сервисов в России нет, но, возможно, решение «Яндекса» приведет к появлению новых игроков с более демократичными предложениями, полагает руководитель департамента внешних коммуникаций консалтинговой группы «Полилог» Лариса Гелина. Можно, например, развернуть собственный коммуникационный сервер на каком-либо из открытых решений вроде Zimbra, но в этом случае встанет вопрос хостинга и поддержки, что для малого бизнеса затруднительно и бессмысленно, отмечает Житнюк.

Из-за отмены бесплатных версий «Яндекс 360» компания может потерять около 20% предпринимателей, среди которых будут в основном микропредприятия, считает Кусков. А у крупного бизнеса всегда были свои почтовые серверы и они не пользовались такими услугами, заключает он.