Apple выбыла из тройки лидеров по объему импорта смартфонов в РФ

Но по выручке компания по-прежнему сохраняет за собой 1-е место на российском рынке
Екатерина Ширинкина для Ведомостей

Apple продолжает терять позиции по импорту смартфонов в Россию. В I квартале 2023 г. в страну было ввезено 700 000 iPhone, это на 30% меньше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 г. в Россию был ввезен 1 млн смартфонов Apple. Тогда доля компании на рынке была на уровне 14% и позволяла ей занимать 3-е место по объему импорта среди всех брендов. Сейчас Apple занимает 11% рынка и 5-е место соответственно. Об этом говорится в отчетах компании GS Group (есть в распоряжении «Ведомостей»).

1-е место по количеству ввезенных устройств в этом году занимает Xiaomi (21% от общего объема импорта). За I квартал 2023 г. в Россию привезли 1,3 млн смартфонов бренда, следует из отчета. Поставки Samsung сократились до 900 000 шт., а доля бренда – до 14%. Смартфонов Honor в Россию ввезли 730 000 шт., а доля бренда выросла за год с 4 до 11,3%. Импорт смартфонов Realme в Россию составил 710 000 шт., или 11% от импорта, говорится в отчете GS Group.

Несмотря на то что доля рынка Apple в РФ сильно просела, по количеству используемых смартфонов компания все еще находится в тройке лидеров, выяснили аналитики компании. На руках у россиян сегодня более 13 млн iPhone. Самый большой парк устройств в России сейчас у Samsung – 31 млн шт. На 2-м месте по распространенности – бренд Xiaomi. По данным GS Group, на сетях операторов сейчас работает 24,8 млн устройств этого бренда.

Оборот российского рынка смартфонов в I квартале 2023 г. составил167 млрд руб., снизившись на 15% год к году, подсчитали аналитики GS Group. В деньгах Apple по-прежнему занимает 1-е место, на iPhone пришлось 40% продаж смартфонов за этот период. Оборот Apple по сравнению с I кварталом прошлого года снизился лишь на 21%, говорится в отчете GS Group. Сокращение импорта компенсировал рост средних цен с 89 000 до 98 000 руб. за устройство, поскольку 14-е семейство iPhone изначально дороже предыдущих, объяснил руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. Samsung и Xiaomi занимают 2-е и 3-е места с долями в обороте российского рынка 16 и 13% соответственно. Также в пятерку лидеров рынка по деньгам вошли Honor с долей в 7% и Realme (6%), следует из документа.

Доля российского рынка в мировых поставках iPhone упала до 1%, однако российский рынок по-прежнему интересен для компании, так как помимо выручки от продажи смартфонов компания получает около 100 млрд руб. от российских владельцев iPhone в виде комиссий в App Store, отметил Сурков.

Даже доля в 1% от мировых поставок iPhone – это серьезная сумма, отказываться от которой ни одна компания не станет, согласен бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Артур Махлаюк. Помимо продаж iPhone, производитель получает прибыль и от продаж другой продукции, заметил он. По его словам, есть немалый шанс, что компания вернется в Россию, когда для этого появится возможность. В условиях сокращения рынка смартфонов в мире Apple интересны любые возможности и российский рынок в частности, особенно с учетом того, что он был самым большим в Европе, согласен с ним аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов.

Падение импорта iPhone оказалось менее существенным, чем ожидалось, заметил генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По факту количество ввезенных устройств может быть даже больше, так как в отчете GS не учитывается число iPhone, ввезенных для собственного пользования или перепродажи, например на «Авито», говорит Бурмистров. В этом случае устройства не нужно декларировать, отмечает эксперт. По словам Бурмистрова, совокупный объем ввезенных гаджетов Apple фактически составляет не менее 800 000–850 000 шт.

Доля Apple в РФ действительно уменьшается, подтверждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В 2021 г. при общих годовых продажах смартфонов на уровне 30 млн шт. на Apple приходилось 15–16% рынка, т. е. где-то 4,5–5 млн шт., привел данные эксперт. В 2022 г., по его словам, показатель сократился вдвое – до 2–2,5 млн проданных смартфонов. В деньгах компания сохраняет позиции прежде всего потому, что ее продукция относится к высокому ценовому сегменту, объяснил Кусков. «В любом магазине электроники сейчас стоят 3–4 стенда с китайскими смартфонами и один стенд со смартфонами Apple и Samsung Galaxy S22 и Galaxy S23, поэтому в своем сегменте Apple по-прежнему будет оставаться лидером рынка», – отметил Кусков.

Лидерство Apple в деньгах определяет прежде всего высокая средняя стоимость устройств, согласился с ним Махлаюк. При этом по продажам в 2023 г. лидирует не последняя модель iPhone, а модель 2021 г. iPhone 13 на 128 Гб, знает эксперт: с начала 2023 г. их было продано уже 120 000 шт., привел он данные. Далее следует iPhone 11 на 128 Гб (107 000 шт.) и только на 3-м месте iPhone 14 PRO MAX на 256 Гб (75 000 шт.), заметил он.

Еще одна причина лидерства Apple в деньгах – сокращение оборота других игроков, заметил Вильянов. Дело в том, что спрос на смартфоны с Android сместился в сторону аппаратов за 20 000–30 000 руб., объяснил он.

Перспективы Apple на российском рынке в 2023 г. зависят от дальнейших действий самой компании, считает Вильянов. Если отключатся еще какие-то функции, а оплата через операторов станет невозможной, интерес к платформе продолжит снижаться, заметил эксперт. В нынешнем году доля продаж устройств от Apple на российском рынке останется примерно на том же уровне или немного сократится, считает Махлаюк. По его словам, в последние недели она колеблется в диапазоне 7,5–8%, но может снизиться до 5–6%. Одной из основных причин снижения спроса является недоступность части функционала и сервисов Apple для россиян, согласился он с Вильяновым.