Цены на ноутбуки популярных брендов выросли на 7–10% к Новому году

Рост цен на иностранные модели дал шанс российским брендам, и продажи отечественных компьютеров выросли на 35–40%
Максим Стулов / Ведомости

Средняя цена на ноутбуки в декабре выросла на 10% по сравнению со средней ценой на устройства в течение года – с 60 700 руб. до 65 600–66 000 руб. к началу декабря. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель российского вендора Fplus Артур Махлаюк. Рост цен к Новому году подтверждает гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков. По его словам, стоимость устройств выросла на 5–7% на фоне новогоднего спроса, а также по причине изменения логистических цепочек.

Цены подросли почти на все ноутбуки, подтверждает главный редактор технологического издания Ferra.ru Евгений Харитонов. По сравнению с сентябрем – октябрем к декабрю цены поднялись на 10–15%, но не у всех брендов, отмечает он.

«Сильнее всего год к году подорожали ввозимые параллельным импортом ноутбуки Apple – на 40–50%. В зависимости от комплектации на 30–45% увеличились цены на игровой бренд MSI. Наиболее массовый в России ноутбук Huawei Matebook D15 в среднем подорожал на 20%, а игровые ноутбуки Acer Nitro 5 за год выросли в цене с 60 000 до 83 000 руб., т. е. на 36%. При этом ноутбуки среднего уровня Asus Vivobook почти не подорожали», – поделился статистикой Харитонов.

По словам представителя Fplus, средняя цена устройств в целом по году незначительно снизилась – с 62 300 до 60 700 руб., или на 2,6%, что было связано с уходом более дорогих брендов и выходом на российский рынок большого количества новых китайских марок. «В прошлом были популярны другие бренды. Теперь же продажи ноутбуков Lenovo год к году упали в штуках на 51%, а HP – на 84%. Сейчас их почти что нет», – объяснил представитель компании.

Сейчас покупатель чаще всего выбирает марки в среднем ценовом сегменте производства Китая и Тайваня (MSI, Huawei, Asus и др.) ценой от 40 000 до 60 000 руб., говорит генеральный директор «Платформы ОФД» Алексей Баров. Как правило, это модели, которые достаточно хорошо технически оснащены и прослужат длительный период времени, поясняет Кусков. Очень хорошо продаются ноутбуки китайских брендов среднего ценового сегмента стоимостью 65 000–67 000 руб., говорит бизнес-аналитик Fplus Артур Махлаюк.

Более того, на 35–40% выросло число покупок отечественных брендов (iRU, Raybook, Irbis), в том числе без предустановленной операционной системы, говорит Баров. Такие устройства выгодно отличаются ценой, имеют сервисную поддержку и гарантию, обеспечивают базовые задачи в работе и учебе, открыты для установки доступных офисных приложений. Все больший интерес к ним проявляют и корпоративные заказчики, отмечает он. По прогнозам Барова, спрос на продукцию российских игроков будет расти и дальше, а «ассортимент имеет хорошие перспективы к расширению на более высокие ценовые сегменты».

В сети «М.Видео-Эльдорадо» сохраняется интерес и к недорогим базовым моделям для простых учебных и повседневных задач, где активным спросом пользовались российские бренды Irbis, F+ и др., подтверждает представитель ритейлера. В целом относительно прошлого года наиболее высокий прирост продемонстрировали производители из Китая: Huawei, Haier, Thunderobot и др., также подтвердил он.

В IV квартале 2023 г. относительно IV квартала 2022 г. розничные цены на ноутбуки выросли пропорционально изменениям курса валют, говорит директор единого департамента закупок Merlion и «Ситилинк» Олег Фоменко. По словам Фоменко, наиболее популярными брендами в «Ситилинке», как и на всем рынке, стали Asus, Huawei и MSI.

MSI, которая не прекращала поставки в 2022 г. и не замораживала работу представительства в России, сделала «большой рывок» на российском рынке, рассуждает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. «Не переставала работать в России и Acer, – напомнил он. – Неплохие показатели и у других тайваньских брендов, которые сократили публичную активность в России, но не поставки: Gigabyte, Asus. Китайская Huawei активно работала с продавцами, однако ей помешало отсутствие в ассортименте бюджетных моделей: компания сделала ставку на средний сегмент и премиум. Быстро растут бренды Transsion Holdings, а именно Tecno и Infinix. У них очень хорошее ценовое предложение и активная позиция на рынке. Dell в основном ориентировалась на корпоративные продажи, поэтому предложение существенно снизилось».

Ждать критичного повышения цен на ноутбуки к концу года не стоит, «напротив, это будет определенная зона стабильности», считает Махлаюк. По прогнозам Фоменко, в 2024 г. продажи будут сопоставимы с 2023 г. Однако Фоменко и Кусков согласились, что цены на устройства будут зависеть от изменения курсов валют и логистических особенностей в поставках. «Как показала практика последних двух лет, ничто не мешает ввозить в Россию ноутбуки в достаточных количествах и на новейших аппаратных платформах. Можно, конечно, предположить, что ограничения будут дополнительно ужесточены, но я скорее верю в ограничения изнутри в пользу отечественных брендов», – резюмировал Вильянов.