«Аквариус» зарегистрировал «Челобрека» и еще несколько товарных знаков

Компания, работавшая с корпоративными заказчиками, может выйти на розничный рынок
Максим Стулов / Ведомости

Разработчик и производитель электроники «Аквариус» в январе и феврале 2024 г. подал заявки на регистрацию свыше десятка новых товарных знаков, указано в базе данных «СПАРК-Интерфакс». Среди заявок присутствуют Aquarius AQbase, Aquarius AQbios, Aquarius AQdesk, Aquarius AQstor, а также товарный знак «Челобрек». Товарные знаки зарегистрированы по широкому перечню классов, например разработка смарт-динамиков, смарт-карточек, смарт-очков, смартфонов, в том числе складных, смарт-часов и другой электроники. Для чего нужны эти товарные знаки, представитель компании не прокомментировал.

Сейчас «Аквариус» выпускает ПК, мониторы, моноблоки, ноутбуки, планшеты, КПК, серверы, системы хранения данных и коммутаторы. Компания работает в b2b-сегменте и поставляет решения госзаказчикам. Устройства «Аквариуса» внесены в реестр отечественной продукции Минпромторга и, таким образом, имеют преференции при госзакупках.

Под новыми товарными знаками «Аквариус» планирует продавать свои устройства и решения на маркетплейсах и в интернет-магазинах, рассказал собеседник «Ведомостей» в одной из компаний – производителей электроники. Еще два собеседника в других производителях электроники отмечают, что речь идет о создании узнаваемого для розничных пользователей бренда устройств.

Первоначально о планах по выходу на розничный рынок председатель совета директоров, совладелец «Аквариуса» Алексей Калинин упомянул в интервью Forbes в августе 2023 г., но никаких подробностей о том, какие именно решения компания планирует продавать в рознице, он не раскрыл. Кроме Калинина совладельцем «Аквариуса» является президент компании Владимир Степанов.

«Учитывая регулярность регистрации торговых марок и планов компании по разработке собственной ОС на базе открытого исходного кода Android (об этих планах «Коммерсантъ» писал в начале февраля. – «Ведомости»), можно предположить, что Aquarius готовится к экспансии на розничный рынок России, – считает один из источников. – Для успешного входа в b2c-рынок компания идет на переупаковку своих продуктов, стремясь создать узнаваемый и понятный конечному потребителю бренд, аналогично другим современным IT-экосистемам».

Товарные знаки могли понадобиться для перехода из государственного и корпоративного сегмента в розницу, говорит другой источник в компании – производителе техники. По его мнению, переориентация с b2b на b2c подразумевает не только изменение внешнего вида продуктов, но и разработку интегрированной экосистемы, обеспечивающей взаимодействие различных устройств и программных решений.

Например, в России схожим образом поступила «КНС групп» (выпускает вычислительную технику под брендом Yadro). Для планшетов, ноутбуков и ПК компания создала новый бренд Kvadra. Противоударный планшет под этим брендом был представлен на форуме ЦИПР-2023, а старт продаж планшета был изначально запланирован на осень того же года. Помимо того, в начале апреля 2023 г. «КНС групп» опубликовала ряд вакансий на HH.ru, из которых следовало, что компания собирает команду разработки мобильной ОС на базе открытого исходного кода Android.

Регистрация новых товарных знаков – стандартная практика для всех вендоров, продающих «железо» в сетевой рознице, считают эксперты. «Старый бренд сохраняют для госзакупок, а новый вводят для розницы. Потому что в госсектор оборудование продается по одной цене, а в розницу оно уже идет по другой», – объясняет еще один источник в компании отрасли.

Судя по поданным заявкам, «Аквариус» планирует создать закрытую экосистему решений, отмечает еще один собеседник «Ведомостей» среди разработчиков электроники. В будущем на базе этой экосистемы компания может запустить свой магазин приложений, полагает он.

Портфолио продуктов компании стремительно расширяется, отметила директор по продукции группы «Аквариус» Ольга Шернек. «У нас большие планы на будущее по развитию продуктового портфеля, поэтому мы вводим новую систему категоризации продуктов и принципы их нейминга. Так нашим партнерам и заказчикам будет удобнее работать с нашими каталогами. Но планов по открытию магазина приложений пока нет», – заключила Шернек.

В ноябре 2023 г. «Коммерсантъ» писал о том, что «Аквариус» до 2026 г. намерен вложить 40 млрд руб. в расширение производства и создание новой продукции, в частности умных телевизоров, часов и колонок. Расширение ассортимента компании планировалось в рамках проекта «Российский гаджет». В проекте, на который ссылалась газета, говорилось, что 4,5 млрд руб. «Аквариусу» нужно для увеличения производственных мощностей в Твери и Шуе. Еще по 3 млрд руб. компания была намерена потратить на вхождение в капитал азиатского IT-разработчика (какого именно, не уточнялось) для доступа к технологиям и российского дистрибутора. Эти средства компания просила у государства. Остальные 29,5 млрд руб. планировалось вложить в разработку, производство и маркетинг.

Из-за ухода международных брендов и нестабильности курса рубля ноутбуки под российскими брендами стали конкурентоспособны в бюджетном сегменте, говорит независимый эксперт Александр Сурков. У нас есть две категории компаний, которые в теории могут предлагать российские бренды ноутбуков, поясняет он. Во-первых, это компании с возможностями производства, но без собственных каналов сбыта, такие как «Аквариус», «Байтерг» и Fplus. Во-вторых, это крупные розничные сети, за которыми стоят дистрибуторы, накопившие экспертизу в реализации импортной техники (такие как «Ситилинк», DNS), или маркетплейсы, которые предлагают собственные товары (Ozon, Wildberries и др.), перечисляет эксперт.

Но розничный рынок очень далек от того, чем всегда занимался «Аквариус», предупреждает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. «Регистрируемые товарные знаки говорят о том, что компания готова сжечь несколько миллиардов для изучения нового рынка. Потому что на данный момент в b2c-сегменте бренд совершенно неизвестен», – резюмировал он.