Водители экономят на платных дорогах в Европе

В I квартале два крупнейших европейских дорожных оператора – испанская Abertis и итальянская Atlantia – сообщили о падении трафика на 9%
Santi Burgos / Bloomberg

Европейские водители все чаще стараются избегать проезда по платным дорогам, пишет Financial Times. Вслед за резким падением коммерческих перевозок, которые более чувствительны к ухудшению экономической ситуации, по платным дорогам начинает сокращаться движение легковых автомобилей. Вслед за водителями Испании, где безработица сейчас достигает 25%, от поездок по быстрым, но недешевым автомагистралям начинают отказываться автомобилисты Италии и в меньшей степени - Франции.

Движение по автомагистралям снизилось в начале года на всех трех крупных рынках - Франции, Испании и Италии, - что повторяет тенденцию, наблюдавшуюся в разгар банковского кризиса 2008 г. В I квартале года два крупнейших европейских оператора платных дорог – испанская Abertis и итальянская Atlantia – сообщили о падении трафика на 9%. Размеры снижения, особенно в Италии, застали аналитиков врасплох. Тенденция подтвердилась, когда объемы перевозок по платным автомагистралям во Франции, которые были более стабильны с 2008 г., также сократилась за первые три месяца этого года.

В Италии, которая славится самой высокой в Европе стоимостью топлива, в апреле вновь выросли цены на заправках. Государство увеличило налоги, что даже при некотором снижении нефтяных котировок взвинтило цены и привело к падению продаж топлива в апреле на десятки процентов. «Семьи начинают экономить на передвижении: в выходные трафик ощутимо падает, потому что люди стараются не выезжать за город», - констатирует исполнительный директор Atlantia Джованни Кастеллучи.

Крупнейший в Европе рынок платных дорог Франции проявил большую устойчивость. После небольшого снижения в 2008 г. он восстановился, хотя и показал в прошлом году очень низкий рост. В I квартале сборы операторов снизились на 0,4%, что напоминает о ситуации четырехлетней давности. "Мы ожидаем во Франции падения общего дорожного трафика на 1% или чуть меньше. Если Греция покинет еврозону, эта цифра может опуститься до минус 3%", - говорит руководитель подразделения глобальных кредитных исследований RBC Capital Markets Роджер Эпплярд.

Крупнейший оператор французских платных дорог Vinci чувствует себя достаточно устойчиво, поскольку сосредоточился на строительстве и внутренних проектах. Только 11% его бизнеса составляют доходы от эксплуатации платных магистралей. Хотя подразделение Autoroutes (оператор платных дорог) приносит группе более половины прибыли до налогообложения и вычетов амортизации, положение не критично и может быть легко исправлено ростом тарифов за проезд, которые привязаны к инфляции.

Инфляционный рост тарифов также может помочь Atlantia и Abertis, которые более специализированы на платных дорогах. Менеджмент обеих компаний полагается на стратегию выхода на внешние рынки. Как многие крупные испанские компании, Abertis закрепилась в Латинской Америке - в Аргентине, Чили и Колумбии. В 2005 г. компания получила контрольный пакет в крупном французском операторе Sanef. В этом году Abertis вышла на рынок Бразилии, приобретя за 865 млн евро испанскую строительную компанию OHL. «Кризис еврозоны безусловно оказывает влияние на движение по дорогам, этот рынок зрелый, и мы должны переключить внимание на растущие рынки», - говорит исполнительный директор Abertis Франсиско Рейнес.

Вертикально-интегрированный холдинг Atlantia имеет собственный итальянский строительный бизнес и подразделение, специализирующееся на толлинге. Компания также многие годы старается диверифицировать свой бизнес за пределы Италии, развивая концессии в Бразилии, Чили, Индии и Польше. В этом году, объединившись в Бразилии с местным оператором платных дорог Bertin, итальянская компания получила в управление 1500 км платных дорог. Доля прибыли от международных операций компании к 2015 г. должны вырасти до 27% вместо 5% прошлого года. "Начиная с 2012 г. наши вложения в зарубежный бизнес будет значительными", – говорит Кастеллучи из Atlantia.

Французская Vinci интересуется проектами в России. Компания участвует в концессии на строительство будущей трассы Москва — Санкт-Петербург (с 15-го по 58-й км) через Северо-Западную концессионную компанию (СЗКК). 50% СЗКК принадлежит французской Vinci, 50% — совладельцам группы «Н-транс» Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову. В декабре 2010 г. стало известно, что долю в СЗКК купил бизнесмен Аркадий Ротенберг, ее размер не раскрывается.

"Дочка" Vinci Concessions также собиралась участвовать в конкурсе на управление участком дороги М4 «Дон» в Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Конкурс не состоялся из-за того, что французская компания не смогла представить конкурсное предложение в полном соответствии с требованиями конкурса. В результате контракт на управление платной дорогой получила компания, аффилированная с Аркадием Ротенбергом.

Первый платный участок трассы М4 «Дон» в Московской области с 48-го по 71-й км был открыт госкомпанией «Автодор» в тестовом режиме 15 мая. Спустя месяц на нем должны начать взимать плату, которая для легковых машин составит 30 руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать