Цены на легковые автомобили растут в преддверии вступления в ВТО

Легковые автомобили не только не подешевеют после вступления России в ВТО, но могут даже подорожать: производители используют как повод для этого введение утилизационного сбора. Toyota уже предупредила дилеров о намерении поднять цены
М.Стулов/ Ведомости

В день вступления России в ВТО, 23 августа, будут отменены антикризисные пошлины на импорт автомобилей, введенные в 2008 г. Ставки для новых легковых автомобилей снизятся с 30 до 25% (это касается юридических лиц, для физических ничего не меняется).

Казалось бы, уменьшаются пошлины, должны снизиться и цены. Но этого не произойдет, уверены опрошенные «Ведомостями» участники рынка и эксперты. Снижение таможенных пошлин будет компенсировано утилизационным сбором, который планируется ввести в России с 1 сентября, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. «Если что-то и может повлиять на рынок, то это макроэкономические факторы, но не новые меры регулирующего характера», – соглашается президент Российской ассоциации дилеров Андрей Петренко.

Больше того, цены могут и вырасти. Toyota, лидирующая по объему импорта автомобилей в Россию, уже предупредила своих российских дилеров, что планирует с сентября повысить цены из-за введения утилизационного сбора, рассказал «Ведомостям» источник в крупной автоторговой компании. Представитель Toyota это подтвердил: по предварительным расчетам, цены с сентября могут увеличиться на 0,2–10% (больше всего подорожают автомобили с мощными моторами). После публикации окончательных условий утилизационного сбора будет произведен перерасчет, говорит представитель Toyota. В общем объеме продаж Toyota в РФ преобладают ввезенные автомобили (около 80%).

Точный размер утилизационного сбора пока неизвестен. Его базовая ставка – 20 000 руб. для легковых автомобилей и повышающие коэффициенты в зависимости от возраста машины и объема двигателя – от 1,34 до 35,01 (чем старше и мощнее – тем больше) – существуют в виде предложений Минпромторга, которые еще должны быть утверждены правительством.

Если ориентироваться на эти предложения, запланированное Toyota повышение цен трудно объяснить введением утилизационного сбора.

К примеру, таможенная стоимость условного нового автомобиля с рекомендуемой розничной ценой 1,6 млн руб. составит около 1 млн руб., рассуждает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Соответственно, после 23 августа ввозная пошлина для этой машины снизится на 50 000 руб. до 250 000 руб. После введения утилизационного сбора цена автомобиля в комплектации с двигателем объемом 2000–3000 куб. см (коэффициент 2,66 при базовой ставке сбора в 20 000 руб. по предложению Минпромторга) возрастет на 53 200 руб. Кардинальных изменений не произойдет, резюмирует Целиков.

Видимо, Toyota пытается увеличить маржу, которая из-за жесткой конкуренции на рынке снижается, и хочет посмотреть на реакцию рынка, комментирует Удалов. Если рост цен не повлияет на продажи, примеру японской корпорации последуют и другие игроки, считает он. В течение осени цены на иномарки вырастут на 5–7%, предсказывает президент «Фаворит моторс» Владимир Попов.

Nissan, General Motors, Volkswagen, Citroen пока не планируют корректировать цены и ждут окончательных цифр по утилизационному сбору, сообщили их представители. Получить комментарии Renault вчера не удалось.

«АвтоВАЗ» и «Соллерс» увеличивать цены в связи с введением сбора не собираются, заверяют их представители. Это неудивительно – в отличие от импортеров производители в РФ будут давать гарантию по безопасной утилизации выпущенных ими машин, а не платить сбор живыми деньгами, объясняет директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. К тому же производители, занявшись утилизацией собственными силами, могут рассматривать это направление как дополнительный бизнес, который будет перекрывать расходы по обязательной утилизации выпущенных машин, указывает гендиректор «Автотора» Александр Сорокин.

В любом случае повышение цен будет очень аккуратным – рост рынка замедляется: в 2011 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 39%, а в 2012 г. прогнозируется всего 8%, конкуренция становится жестче, говорят Удалов и Дацкив.