Французские антимонополисты занялись национальным автосервисом

Антимонопольные органы Франции призвали правительство отказаться от регулирования рынка автозапчастей, чтобы независимые компании могли предлагать сервис наравне с крупными автопроизводителями
Lightview

Французское антимонопольное ведомство выпустило предупреждение автопроизводителям, обвиняя их в попытке частично компенсировать свои убытки от производства автомобилей за счет излишнего контроля над рынком авторемонта. Выпущенный регулятором в понедельник доклад может стать болезненным для некоторых французских предприятий, пишет The Wall Street Journal.

Антимонопольный комитет (Autorité de la Concurrence) рекомендовал правительству либерализовать рынок запчастей и упростить доступ независимых автомастерских к обслуживанию автомобилей. Регулятор также предупредил автопроизводителей, что будет расследовать и наказывать их неконкурентное поведение в будущем.

«Наша цель - сделать независимые автомастерские способными конкурировать с сервисными сетями брендов, - сказал председатель комитета Бруно Ласер. - Мы предпочитаем открытый рынок защищенному от конкуренции».

Автомобильная промышленность стала последней целью надзорного органа, который в прошлом году принудил французского оператора платного телевидения Canal Plus открыть доступ к своему контенту в интернете, раскрыл ценовой сговор производителей стирального порошка и оштрафовал производителей муки, которые предположительно манипулировали ценами на фасованную муку, на 242 млн евро ($314 млн).

Французский рынок обслуживания автомобилей объемом в 30 млрд евро в год делится между независимыми автомастерскими и брендированными автосервисами производителей - собственными или действующими по франшизе. Согласно условиям гарантии PSA Peugeot Citroen SA, Renault SA и другие производители, продающие автомобили в стране, вынуждают своих покупателей обслуживать свои автомобили в фирменных мастерских, для которых самостоятельно же устанавливают цены на детали. Автопроизводители также контролируют поставки запчастей от изготовителей компонентов, самостоятельно заключая с ними контракты. Антимонопольный комитет утверждает, что это сохраняет стоимость деталей во Франции искусственно завышенной. Учтя инфляцию в 30% с 2000 по 2010 г., надзорный орган провел расследование рынка автосервиса. Ведомство обнаружило, сказал Ласер, что автопроизводители извлекают выгоду из местных законов и правил рынка. Одно из них, например, сохраняет право интеллектуальной собственности на дизайн автомобиля, предоставляя производителю монополию на «все внешние видимые части», в том числе зеркала, бамперы и щетки стеклоочистителей.

«Мы считаем систему, в которой производители зарабатывают немного денег, а может, и немного теряют, на продаже новых автомобилей, но потом их себе компенсируют на обслуживании, необоснованной», - сказал Ласер. Регулятор считает, что автопроизводитель может сохранить монополию на 70% запчастей, а остальной рынок разделить с их изготовителями.

Французские автопроизводители остались недовольны результатами антимонопольного расследования и будут оспаривать выводы ведомства, сказал представитель Ассоциации французских автопроизводителей Франсуа Рудье. Представители Renault и Peugeot отказались от комментариев. Французская группа защиты интересов потребителей UFC-Que Choisir сообщила, что удовлетворена докладом антимонополистов. Министр восстановления промышленности Франции Арно Мотебур сказал, что правительство рассмотрит предложение антимонопольного комитета, добавив, что сохранение низких цен для потребителей не является приоритетом на фоне борьбы за сохранение национальной автопромышленности.

Для либерализации рынка антимонопольный орган рекомендовал правительству постепенно отменить монополию автопроизводителей на «видимые части» автомобиля, как уже сделали соседние европейские страны. Только это сможет снизить цены на запчасти с 6 до 15%, указал надзорный орган. Также производители должны обеспечить независимые мастерские всей информацией, необходимой для ремонта автомобилей. Кроме того, регулятор порекомендовал снизить требования в гарантийных документах, чтобы потребители могли свободно выбирать себе автосервис. Антимонопольный комитет предупредил, что видит признаки определенных нарушений свободной конкуренции, которые если не будут быстро устранены, то могут привести к дальнейшим расследованиям и, возможно, к санкциям.

Обслуживание автомобилей во Франции становится все более дорогим, говорят данные национальных потребительских ассоциаций. Ремонт и обслуживание машины составляет 37% расходов домохозяйств на все содержание, а на автомобиль у семей уходит 12% от всех расходов, привел данные статистической службы Франции регулятор. Иностранные производители только выиграют от либерализации рынка автосервиса. Признавая проблемы у французских автостроителей, руководитель антимонопольного ведомства порекомендовал снимать защитное регулирование постепенно в течение 4-5 лет.