Статья опубликована в № 3284 от 12.02.2013 под заголовком: «Камаз» теряет рынок

«Камаз» теряет долю на российском рынке грузовиков

«Камаз» теряет долю на российском рынке грузовиков, но это не мешает ему повышать эффективность бизнеса
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Исправленная версия. Первоначально опубликованный вариант смотрите в Смарт-версии номера.

«Камаз» в 2012 г. увеличил продажи в России на 1,3% до 40192 шт., следует из его квартального отчета. В основном компания производит автомобили массой 14–40 т – их было продано 39393 шт. Этот сегмент российского рынка по итогам года вырос на 17,1% до 117000 машин, а доля «Камаза» в нем снизилась с 38,4 до 33,7%, гласят данные компании. Это обусловлено восстановлением позиций иномарок, утраченных ими во время кризиса 2008–2009 гг., объясняется в отчете. Их доля, включая белорусский МАЗ и украинский КрАЗ, выросла в прошлом году с 50,9 до 61,3%. Кроме того, перед введением в России утилизационного сбора (с 1 сентября; базовая ставка при ввозе грузовиков – 150000 шт.) увеличился импорт бюджетных китайских грузовиков, что ударило по позициям отечественных производителей, напоминают аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Эта техника, как правило, ввозилась с нарушением техрегламентов под видом «Евро-4», напоминает представитель завода Олег Афанасьев.

Доля российского «Урала» в секторе 14–40 т, по данным отчета «Камаза», сократилась более чем вдвое – с 10,7 до 5%. Его отгрузка снизилась на 41,3% до 6256 шт., гласят данные «АСМ-холдинга». Группа ГАЗ, в которую входит «Урал», одну из основных причин снижения производства видит в отсутствии гособоронзаказа. С августа 2012 г. и по январь 2013 г. предприятие работало в режиме сокращенной недели. К такой же мере в прошлом году несколько раз прибегал и «Камаз», в режиме четырехдневки завод работает и сейчас. Приказ о возможности применения этой меры на «Камазе» в случае ухудшения ситуации на рынке рассчитан на первое полугодие 2013 г., решение принимается каждый месяц, напоминает Афанасьев.

Еще большее снижение доли «Камаза» произошло в сегменте 8–14 т: с 13,5 до 6,7%, следует из отчета компании. Продажи остались на прежнем уровне – около 800 шт. Это связано с ростом импорта и техническими ограничениями «Камаза» по выпуску среднетоннажных грузовиков, поясняет Афанасьев. Весь рынок среднетоннажных грузовиков, по оценке предприятия, вырос более чем вдвое – до 12000 шт. Доля иномарок (включая МАЗ) на нем за год снизилась с 81,4 до 77,5%, зато у ЗиЛа выросла с 5,1 до 15,8%.

В целом в 2012 г. продажи средних и тяжелых грузовиков в России выросли на 13,4% до 138000 шт., по данным «Автостата». В 2013 г. емкость рынка, по прогнозу агентства, останется на этом же уровне. «Камаз» тоже прогнозирует стабилизацию рынка на уровне 2012 г. и рассчитывает сохранить продажи, говорит Афанасьев.

В 2011 г. продажи у «Камаза» росли лучше (в России они увеличились на 38%), говорит Беспалов, но это не сильно отразилось на эффективности: компания получила чистую прибыль в 1,82 млрд руб. (против убытка в 0,8 млрд руб. в 2010 г.). А в 2012 г., по предварительным данным компании, чистая прибыль «Камаза» по МСФО выросла в 2,5 раза до 4,68 млрд руб. (чистая рентабельность – 4% против 1,7% годом ранее), EBITDA – на 66% до 10,5 млрд руб. Компания реализует двухлетнюю программу повышения эффективности бизнеса, напоминает Афанасьев. Планируемая чистая прибыль в 2015 г. – 8,5 млрд руб., EBITDA – 20,4 млрд руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more