Статья опубликована в № 3284 от 12.02.2013 под заголовком: «Камаз» теряет рынок

«Камаз» теряет долю на российском рынке грузовиков

«Камаз» теряет долю на российском рынке грузовиков, но это не мешает ему повышать эффективность бизнеса

Исправленная версия. Первоначально опубликованный вариант смотрите в Смарт-версии номера.

«Камаз» в 2012 г. увеличил продажи в России на 1,3% до 40192 шт., следует из его квартального отчета. В основном компания производит автомобили массой 14–40 т – их было продано 39393 шт. Этот сегмент российского рынка по итогам года вырос на 17,1% до 117000 машин, а доля «Камаза» в нем снизилась с 38,4 до 33,7%, гласят данные компании. Это обусловлено восстановлением позиций иномарок, утраченных ими во время кризиса 2008–2009 гг., объясняется в отчете. Их доля, включая белорусский МАЗ и украинский КрАЗ, выросла в прошлом году с 50,9 до 61,3%. Кроме того, перед введением в России утилизационного сбора (с 1 сентября; базовая ставка при ввозе грузовиков – 150000 шт.) увеличился импорт бюджетных китайских грузовиков, что ударило по позициям отечественных производителей, напоминают аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Эта техника, как правило, ввозилась с нарушением техрегламентов под видом «Евро-4», напоминает представитель завода Олег Афанасьев.

Доля российского «Урала» в секторе 14–40 т, по данным отчета «Камаза», сократилась более чем вдвое – с 10,7 до 5%. Его отгрузка снизилась на 41,3% до 6256 шт., гласят данные «АСМ-холдинга». Группа ГАЗ, в которую входит «Урал», одну из основных причин снижения производства видит в отсутствии гособоронзаказа. С августа 2012 г. и по январь 2013 г. предприятие работало в режиме сокращенной недели. К такой же мере в прошлом году несколько раз прибегал и «Камаз», в режиме четырехдневки завод работает и сейчас. Приказ о возможности применения этой меры на «Камазе» в случае ухудшения ситуации на рынке рассчитан на первое полугодие 2013 г., решение принимается каждый месяц, напоминает Афанасьев.

Еще большее снижение доли «Камаза» произошло в сегменте 8–14 т: с 13,5 до 6,7%, следует из отчета компании. Продажи остались на прежнем уровне – около 800 шт. Это связано с ростом импорта и техническими ограничениями «Камаза» по выпуску среднетоннажных грузовиков, поясняет Афанасьев. Весь рынок среднетоннажных грузовиков, по оценке предприятия, вырос более чем вдвое – до 12000 шт. Доля иномарок (включая МАЗ) на нем за год снизилась с 81,4 до 77,5%, зато у ЗиЛа выросла с 5,1 до 15,8%.

В целом в 2012 г. продажи средних и тяжелых грузовиков в России выросли на 13,4% до 138000 шт., по данным «Автостата». В 2013 г. емкость рынка, по прогнозу агентства, останется на этом же уровне. «Камаз» тоже прогнозирует стабилизацию рынка на уровне 2012 г. и рассчитывает сохранить продажи, говорит Афанасьев.

В 2011 г. продажи у «Камаза» росли лучше (в России они увеличились на 38%), говорит Беспалов, но это не сильно отразилось на эффективности: компания получила чистую прибыль в 1,82 млрд руб. (против убытка в 0,8 млрд руб. в 2010 г.). А в 2012 г., по предварительным данным компании, чистая прибыль «Камаза» по МСФО выросла в 2,5 раза до 4,68 млрд руб. (чистая рентабельность – 4% против 1,7% годом ранее), EBITDA – на 66% до 10,5 млрд руб. Компания реализует двухлетнюю программу повышения эффективности бизнеса, напоминает Афанасьев. Планируемая чистая прибыль в 2015 г. – 8,5 млрд руб., EBITDA – 20,4 млрд руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать