Специализированные банки автопроизводителей растут вдвое быстрее рынка

Специализированные банки автопроизводителей растут вдвое быстрее рынка и за три года увеличили долю в 7 раз. Но на них пока приходится менее 10% выдаваемых автокредитов

На топ-10 банков в сегменте автокредитования, куда впервые в прошлом году попал и «Тойота банк» (а он крупнейший банк автопроизводителя в России), приходится 69% рынка, сказал партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. Лидер рынка – Сбербанк – увеличил за год портфель на 24% до 102,6 млрд руб., сообщил представитель госбанка. Портфель автокредитов «ВТБ24» прирос на 34,3% до 95,5 млрд руб. «Уралсиб» за год увеличил портфель на 46% до 22,8 млрд руб., «Юникредит» – на 36,8% до 62,2 млрд руб., а портфели Русфинансбанка и Росбанка выросли всего на 6,76 и 6,8% до 79,9 млрд и 73 млрд руб. соответственно.

За три года специализированные банки автопроизводителей («Тойота банк», «БМВ банк» и «Мерседес-бенц банк») увеличили долю на рынке автокредитования с 1,2 до 8,4%, подсчитали аналитики «Ренессанс кредита». По итогам 2012 г. общий объем рынка составил 852 млрд руб., за год увеличившись на 20,5%, оценили они. По оценке Frank Research Group, рынок за год прибавил 21%, а его объем составил 818 млрд руб., на специализированные банки приходится 7,7% рынка. Специализированные банки растут значительно быстрее других игроков, отмечают участники рынка. Так, лидером по темпам прироста розничного портфеля стал «Тойота банк», за год его портфель вырос на 80% до 31,8 млрд руб., подсчитал начальник информационно-аналитического отдела «Лайф-капитала» Валерий Пивень. «Мерседес-бенц банк» увеличил портфель на 42% до 7,4 млрд руб., «БМВ банк» – на 35% до 20,7 млрд руб., говорит Пивень со ссылкой на отчетности банков.

Позиции действующих кэптивных банков укрепляются, в 2012 г. многие из них росли темпами, существенно опережающими рынок, за счет более эффективной по сравнению с 2011 г. работы в своих «домашних» брендах, говорит начальник управления автокредитования «ВТБ24» Алексей Токарев. В 2012 г. темпы прироста портфелей кэптивных автобанков были действительно больше, чем у крупнейших игроков в сегменте автокредитования, на 10–40 процентных пунктов в зависимости от марки, которую кредитует специализированный банк, солидарна начальник управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталья Морозова. Это неудивительно, так как специализированные банки предлагают лучшие условия по кредитованию, отмечает она.

Успех банков автопроизводителя во многом определен самой формой этих кредитных организаций, выполняя фактически роль финансовой инфраструктуры, такие банки действуют в интересах основных участников процесса купли-продажи автомобиля, поясняет президент «Тойота банка» Александр Колошенко. «Для нас показатель успеха – рост продаж автомобилей автопроизводителя в кредит, а не увеличение маржи или процентного дохода, мы предлагаем кредитную программу с минимальной годовой ставкой 5,9%, что ниже ставки рефинансирования ЦБ», – говорит он. При этом это не «маркетинговая» ставка, достигаемая скидкой клиенту от дилера, это предложение банка клиенту, уверяет Колошенко. Успех «Тойота банка» нельзя рассматривать в отрыве от развития «Тойота мотор», рост спроса на автомобили автопроизводителя во многом определяет успешность банка, заключает он. «Мы не прогнозируем значительного роста продаж автомобилей в 2013 г. и считаем вполне вероятным, что, несмотря на значительный рост сейчас, темп роста портфелей автобанков (относительно универсальных) может замедлиться по мере насыщения рынка», – полагает Морозова.