«АвтоВАЗ» установил планку роста цен на автомобили

«АвтоВАЗ» обещает, что повышение цен на Lada в 2013 г. не превысит инфляцию. Этому могут помешать новые правила уплаты утилизационного сбора
Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров/ Д.Абрамов/ Ведомости

Будем стараться так, чтобы цены на автомобили росли гораздо ниже инфляции», – заявил в пятницу президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров во время онлайн-интервью «АиФ». В 2013 г. инфляция в стране, по оценке компании, составит 6%. Председатель Банка России Сергей Игнатьев в февральском интервью «Ведомостям» говорил о прогнозируемых 5–6%. В 2013 г. «АвтоВАЗ» уже поднимал рекомендуемые розничные цены (с 28 января) – в среднем на 3%. Планируются ли новые повышения в этом году, представитель завода не сказал.

В 2010 г., как и в 2011 г., «АвтоВАЗ» увеличивал рекомендуемые цены один раз (в среднем на 2 и 4% соответственно), в 2012 г. – трижды (в среднем рост составил 6% при инфляции в 6,6%). Новое повышение если и будет, то не раньше второй половины года, считает руководитель направления Lada группы «Автомир» («Автопланета») Дмитрий Пелих. С ним согласен аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Продажи автомобилей в стране замедляются, указывает он. По данным АЕБ, в 2012 г. российский рынок легковых машин и LCV вырос на 11% до 2,9 млн шт. (годом ранее – на 39%), а продажи «АвтоВАЗа» упали на 7% до 537 625 шт. В 2013 г. рынок, скорее всего, сохранится на уровне 2012 г., прогнозируют АЕБ и «Автостат».

Между тем в 2013 г. у «АвтоВАЗа» может появиться дополнительный стимул поднять цены, говорят эксперты. В четверг министр экономического развития Андрей Белоусов объявил, что в России будет отменен механизм гарантий по утилизации автомобилей, а автозаводы, которые их предоставляли (всего около 340 компаний, включая «АвтоВАЗ»), станут платить утилизационный сбор наравне с импортерами. Он взимается с 1 сентября 2012 г., базовая ставка для легковых машин – 20 000 руб. По словам Белоусова, из-за планируемого изменения правил уплаты сбора власти разрабатывают компенсационный механизм для предприятий, работающих в режиме промсборки (такие соглашения с правительством заключили все крупнейшие российские и зарубежные автокомпании, включая «АвтоВАЗ»). Если же компенсаций не будет, потери автозаводов будут исчисляться миллиардами рублей.

При уплате сбора применяются коэффициенты. Для моторов, которыми комплектуются Lada (1,4–1,6 л у легковых моделей и 1,7 л у кроссоверов Lada 4 x 4), введен коэффициент 1,34. Получается, за каждый автомобиль, предназначенный для продажи в России, завод должен будет заплатить 26 800 руб. При годовых продажах на уровне 2012 г. расходы «АвтоВАЗа» могут увеличиться на 14 млрд руб. – это более чем вдвое превышает его чистую прибыль по МСФО в 2011 г. (6,7 млрд руб.).

Учел ли президент «АвтоВАЗа» в прогнозе роста цен на автомобили Lada прозвучавшее накануне заявление Белоусова, представитель завода не говорит. Рекомендуемые розничные цены Lada составляют 269 000–482 100 руб. (по данным сайта «АвтоВАЗа»). Соответственно, если компания включит в цены утилизационный сбор (как поступили некоторые импортеры осенью 2012 г.), то автомобили Lada могут подорожать на 5,5–10%. Но этого не произойдет, считает Беспалов: государство не заинтересовано в ухудшении ситуации в автопроме, поэтому будет компенсировать допрасходы автопроизводителям. Существенное удорожание машин невыгодно и самому «АвтоВАЗу» – сектор бюджетных автомобилей, где он работает, наиболее чувствителен к изменению цен, добавляет Беспалов.