Вызовет ли запрет на въезд грузовиков в Москву рост продаж легких коммерческих автомобилей

Изменение правил въезда грузовой техники в Москву простимулирует продажи LCV и среднетоннажных грузовиков, считают эксперты. Но пока ритейлеры и транспортные компании в этом не уверены

В феврале 2013 г. продажи ГАЗа в России выросли на 6% примерно до 6000 шт. (в основном это LCV), рассказал «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. По данным АЕБ, в декабре 2012 г., как и в январе 2013 г., прирост был меньше – на 4% (до 9238 и 3954 шт. соответственно). На рост продаж ГАЗа в феврале могли повлиять ограничения въезда большегрузной техники в Москву, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. С 1 марта запрещено транзитное движение машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 т по МКАД и внутри кольцевой дороги с 6.00 до 22.00. С 1 мая запрет также распространится на машины, доставляющие груз получателям в столице. Перевозчики грузов, необходимых для жизнеобеспечения города, могут получить пропуска, позволяющие ездить по Москве круглосуточно. Связан ли рост темпов продаж с изменением условий въезда грузовиков, представитель группы ГАЗ не стал комментировать. По его мнению, 1–2 месяцев недостаточно, чтобы сделать выводы.

По оценке Удалова, в 2013 г. российский рынок LCV и средних грузовиков (массой 3,5–12 т) останется на уровне 2012 г., а вот продажи в Центральном федеральном округе (ЦФО) из-за изменения правил въезда грузовиков в Москву могут увеличиться на 3–5%. В прошлом году в России было продано 188 095 LCV (рост – на 7%), из них 90 247 шт. – ГАЗом, по данным АЕБ. Примерно 35% машин, по оценке «Автостата», было реализовано в ЦФО, где зарегистрировано около 30% всех LCV, имеющихся в автопарке страны. Продажи средних грузовиков в стране выросли на 10% до 31 500 шт., из них в ЦФО было продано 33% (на округ приходится 23% российского парка этих машин), говорит Удалов.

Рост продаж LCV из-за введенных в Москве ограничений для большегрузов возможен, соглашается представитель Volkswagen Group. «Но делать какие-либо выводы пока преждевременно, так как принятая мера может оказаться временной, – указывает он. – Все игроки на рынке это прекрасно понимают и не торопятся кардинально менять схему работы».

Крупнейший по выручке российский ритейлер Х5 Retail Group не планирует расширять парк малотоннажных автомобилей, говорит представитель компании Владимир Русанов. «Будем пользоваться теми автомобилями, что есть сейчас, пытаться получать пропуска», – сказал он. «Дикси» малотоннажки не покупает, говорит представитель компании Екатерина Куманина. «После ввода ограничений на въезд большегрузов мы поменяли график доставки – где возможно, организуем ночные поставки. По возможности получаем пропуска», – объясняет она. Подобной стратегии следует и компания «Ителла». «Получение пропусков на каждый автомобиль, а не переход на малотоннажные автомобили является основной задачей на данный момент, учитывая вышедшие ограничения», – говорит ее операционный директор по транспортной логистике Марк Хьюз. Для увеличения количества LCV нужно большее число водителей, а сейчас на рынке ощущается нехватка квалифицированного персонала, отмечает он. Но есть и исключения. «Сейчас наша компания уже управляет колонной малотоннажных грузовиков в 20 единиц. Мы их используем для доставки мелкопартионных грузов по Москве и пригородам, – рассказывает гендиректор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников. – В этом году мы планируем закупку еще 10–15 новых грузовиков в связи с ограничениями и появлением новых проектов по доставке с нашего терминала на юге Москвы». В целом введенные в Москве ограничения могут привести к удорожанию грузоперевозок, отмечают Удалов и представитель Scania.