Французские автоконцерны вложили в Россию около 2 млрд евро

Французские автоконцерны Renault и PSA Peugeot Citroen инвестировали в Россию в общей сложности около 2 млрд евро. Местный автомобильный рынок на фоне стагнирующего европейского сулит им большие перспективы
А. Кульнев/ За Рулем

В прошлом году продажи легковых машин в Европе снизились почти на 8% до 12,57 млн шт., гласят данные JATO Dynamics. Домашний рынок Renault и PSA Peugeot Citroen сократился почти на 14% до 1,9 млн шт. Общие продажи легковых автомобилей Renault в Европе, по данным JATO, упали на 22,1% до 816 933 шт., Peugeot и Citroen – почти на 13% до 795 839 и 674 688 шт. соответственно. Европейские продажи в феврале 2013 г., по данным JATO, оказались минимальными за 23 года! В 2013 г., по оценке Renault, европейский рынок снизится еще минимум на 3%.

Российский рынок в сравнении с большинством европейских стран выглядит оазисом. В прошлом году он вырос на 11% до 2,9 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи автомобилей Renault выросли на 23% до 189 852 шт., PSA Peugeot Citroen – на 7% до 77 279 шт. (Для сравнения: продажи группы Renault в Бразилии составили 241 594 шт., +24,3%.) «Я очень оптимистичен в отношении перспектив альянса в России», – говорил ранее президент Renault-Nissan Карлос Гон. «При условии сохранения благоприятной экономической ситуации в среднесрочной перспективе российский рынок будет оставаться одним из наиболее динамично растущих в мире, что обусловлено сохраняющимся относительно низким уровнем автомобилизации населения и высоким возрастом парка», – соглашается представитель PSA Peugeot Citroen. Компания ожидает, что в 2013 г. он вырастет в пределах 2–5% .

Крупнейший инвестор

«Мы стали самым крупным инвестором в российскую автомобильную промышленность», – отмечает представитель Renault. Общие вложения составили более 1,4 млрд евро.

Почти треть средств – 480 млн евро – Renault вложила в свой завод «Автофрамос» в Москве. Сейчас здесь выпускается шесть моделей: в режиме полного цикла – Logan, Sandero, Duster, Fluence; крупноузловым способом – Latitude и Koleos. В 2012 г. мощности предприятия выросли на 17% до 188 000 легковых автомобилей в год. Дальнейшее расширение завода сдерживают размеры занимаемого им участка, но это не главная причина, поясняет представитель Renault. Французская компания инвестировала почти 1 млрд евро в крупнейшего российского автопроизводителя – «АвтоВАЗ» – и будет увеличивать объемы производства прежде всего на его площадках в Тольятти и Ижевске, объясняет он.

В 2008 г. Renault купила 25% плюс 1 акция «АвтоВАЗа» за 711 млн евро. В прошлом году крупнейший российский автопроизводитель принес Renault 186 млн евро прибыли – в 3,8 раза больше, чем годом ранее (результат «АвтоВАЗа» берется с октября по сентябрь). К июню 2014 г. альянс Renault-Nissan получит контроль над «АвтоВАЗом» через Alliance Rostec Auto BV, предприятие, созданное в Нидерландах совместно с «Ростехом». Соглашение об этом между основными акционерами «АвтоВАЗа» было подписано в конце 2012 г. В Alliance Rostec Auto BV компания Renault поэтапно инвестирует 281 млн евро и получит 50,1% СП (всего у альянса будет 67,13%). Доля «Ростеха» в СП составит 32,87%. Renault-Nissan заинтересован в том, чтобы госкорпорация оставалась его партнером, подчеркивает представитель альянса. В уставный капитал Alliance Rostec Auto BV уже внесены акции «АвтоВАЗа», которые принадлежали Renault и «Ростеху» (почти 29%), плюс СП стало владельцем более 20% вазовских акций, ранее принадлежавших Troika Dialog Investments Ltd. Сейчас СП владеет 74,5% от уставного капитала «АвтоВАЗа».

В феврале 2013 г. совет директоров «АвтоВАЗа» увеличился с 12 до 15 человек, восемь мест в нем заняли представители Renault-Nissan (одним из выдвинутых альянсом кандидатов был президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров), председательствовать в нем поочередно будут гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов и Карлос Гон.

В 2012 г. «Автофрамос» начал закупать шасси, выпускаемые по лицензии на «АвтоВАЗе». Ими комплектуются все выпускаемые заводом автомобили на платформе B0 – Logan, Sandero и Duster. В этом году объем поставок запланирован на уровне 150 000 шт. Себестоимость производства шасси в России и Румынии (откуда они завозились ранее) сравнима, но сроки поставки сокращаются с 5 до 1,5 дня, объяснял ранее гендиректор Renault в России Бруно Анселен. Еще один совместный проект «АвтоВАЗа» и альянса – организация выпуска 1,6-литровых бензиновых двигателей двух моделей по лицензии альянса Renault-Nissan (новые модификации мощностью 90–120 и 115 л. с.). Их производство начнется в Тольятти в 2015 г., мощность – около 500 000 шт. в год. Инвестиции могут составить 378 млн евро. Моторами будут комплектоваться выпускаемые в России автомобили Renault и Nissan, а также Lada.

Выпуск автомобилей Renault на «АвтоВАЗе» начнется во втором полугодии 2013 г. (две модели), а в Ижевске на мощностях ОАГ («дочка» «АвтоВАЗа») – в 2014 г. В вазовскую линию, где будут выпускаться автомобили Renault, французская компания инвестировала 240 млн евро при общей стоимости проекта 400 млн евро. Здесь выпускаются автомобили на платформе альянса – B0: Lada Largus, Nissan Almera. Такую же платформу имеют и производимые на «Автофрамосе» Logan, Sandero, Duster.

Модели, которая Renault будет выпускать в Тольятти и Ижевске, держатся в секрете (известно только, что они будут на платформе B0). По словам источников «Ведомостей», среди них будет Logan нового поколения. Второй моделью Renault на «АвтоВАЗе», скорее всего, станет новое поколение Sandero, думают директор Аuto-dealer.ru Олег Дацкив и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По их мнению, это позволит высвободить мощности под наращивание производства одного из бестселлеров российского рынка – кроссовера Duster. Его выпуск стартовал на «Автофрамосе» в конце 2011 г. По итогам 2012 г. Duster оказался на 17-м месте по продажам в России (47 344 шт.), в январе – марте 2013 г. – на 5-м, опередив прежнего лидера модельного ряда Renault Logan. По оценке Гона, к 2016 г. автомобили альянса Renault-Nissan-«АвтоВАЗ» в общей сложности будут занимать 40% российского рынка (сейчас – около трети).

Больше выбор

Завод другого французского автоконцерна – PSA Peugeot Citroen – расположен в Калуге. Он был построен совместно с Mitsubishi (французам принадлежит 70% СП), его проектная мощность – 125 000 шт. в год. Инвестиции PSA Peugeot Citroen в завод составили около 400 млн евро, сказал представитель компании. Предприятие пока загружено менее чем наполовину – партнеры только летом 2012 г. перешли от сборки к производству полного цикла – и пока выпускает три модели: седаны Peugeot 408 и Citroen C4 плюс Mitsubishi Outlander нового поколения. Летом начнется выпуск Mitsubishi Pajero Sport.

«Мы проводим стратегию укрепления позиций группы на российском рынке с опорой на широкий модельный ряд пассажирских и коммерческих автомобилей наших двух марок: Peugeot и Citroen. Модельный ряд формируется в соответствии с предпочтениями российских автолюбителей, ключевые модели производятся на калужском заводе «ПСМА рус», – комментирует представитель PSA Peugeot Citroen. – При этом мы продолжим уделять особое внимание как коммерческим, так и индустриальным аспектам нашего присутствия в России: будут расширяться дилерские сети обеих марок, предлагаться новые программы послепродажного обслуживания; продолжится развитие нашего производства в Калуге, включая дальнейшее увеличение объемов производства, ввод новых моделей, расширение базы российских поставщиков».

PSA Peugeot Citroen в отличие от Renault работает по «старому» соглашению о промсборке и ей не нужно увеличивать объемы производства до 350 000 шт. в год, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому в ближайшие годы концерн, скорее всего, будет сконцентрирован на развитии производства в Калуге, думает он.

Не только легковые авто

Впрочем, помимо выпуска легковых автомобилей французские компании могут организовать в России и выпуск LCV. Этот сегмент в 2012 г. увеличился на 7% до 188 095 машин, по данным АЕБ (лидирует группа ГАЗ, продавшая 90 247 шт.) В качестве основного варианта для размещения производства LCV PSA Peugeot Citroen и Renault рассматривают московский ЗиЛ, сообщалось ранее. В конце 2012 г. его дочерняя структура – «МосавтоЗиЛ» – купила саратовскую компанию «Химэкс» со «спящим» соглашением о промышленной сборке (дает льготы на ввоз комплектующих) для развития контрактного производства легких и средних грузовиков, микроавтобусов. Модели французских LCV, которые может выпускать ЗиЛ, стороны не раскрывают. Переговоры еще не завершены, говорит представитель Renault. Представитель PSA Peugeot Citroen воздержался от комментариев.

Еще одно перспективное направление – электромобили. В марте 2013 г. Renault и ФГУП «Почта России» договорились об использовании в тестовом режиме (в рамках договора аренды на три года) электромобилей Renault Kangoo Z. E. и Twizy. Решение о продаже электромобилей в России будет принято после испытаний и адаптации машин под местные условия. К тому же в России пока не развита инфраструктура для обслуживания электромобилей, включая зарядочные станции. PSA Peugeot Citroen пока не рассматривает возможность продаж электромобилей в России, заметил представитель концерна.