Авто
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3343 от 14.05.2013 под заголовком: Против монополии ФСБ

ФАС вступилась за автомобильных перевозчиков

Антимонопольная служба вступилась за автомобильных перевозчиков и предлагает разрешить тахографы, произведенные и без сертификата ФСБ. Сейчас такие приборы выпускает только один производитель
ФАС защитит дальнобойщиков от лишних трат
Д. Абрамов / Ведомости
Сколько стоит контроль. 38000

руб. составляет максимальная цена на тахограф, соответствующий требованиям Минтранса (по данным с сайтов компаний-поставщиков). Например, тахограф «Штрих-ТахоRus» без специализированного блока защиты информации стоит до 22 800 руб., а оборудованный этим средством – от 33 000 до 38 000 руб. (данные с сайта компании-поставщика «Штрих-М»). Тахограф «Касби DT-20М», соответствующий требованиям Минтранса, обойдется в 37 800 руб., без средства криптографической защиты – в 24 000 руб. Цена устройства «Меркурий ТА-001» достигает 35 000 руб., без криптографии – 23 000 руб.

С апреля Минтранс обязал перевозчиков оснащать все грузовики массой свыше 3,5 т, а также автобусы и троллейбусы тахографами. Это упрощенное подобие черного ящика на самолете, объяснял как-то в эфире «Эха Москвы» замминистра транспорта Николай Асаул. Квалифицированных водителей не хватает, переработка за рулем становится нормой, а засыпающие водители оказываются виновниками аварий, объяснял Асаул необходимость внедрения новой техники. Тахографы же позволят отследить, сколько водитель провел за рулем, а также зафиксировать скорость и маршрут автомобиля. Информацию с тахографов можно будет использовать при анализе ДТП, радовался Асаул: именно по этой причине нельзя будет использовать старые тахографы без функции записи.

Минтранс описал подробные требования к устройству в приказе, утвержденном в феврале нынешнего года – за два месяца до введения штрафов за их отсутствие (см. врез).

Наиболее существенное из требований – наличие в тахографе средств криптографической защиты информации с сертификатом ФСБ. Из-за этого требования ФАС вчера возбудила в отношении Минтранса дело о нарушении антимонопольного законодательства, сообщил руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев. «Почему силовики полезли в гражданскую сферу?» – возмутился он.

Такое требование не относится к функциональным характеристикам прибора, а устанавливает условия производства, указала ФАС: это может ограничить круг производителей и к тому же не позволит использовать тахографы, произведенные ранее. Перевозчикам придется покупать приборы, которые не могут быть произведены без компании-монополиста, а это приведет к дополнительным затратам, беспокоился Артемьев. Дела рассматриваются в течение трех месяцев, после вынесения решения встает вопрос об ответственности должностных лиц, принимавших решения, говорит начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

По данным самого Минтранса, требованиям удовлетворяют четыре различные модели разных производителей. Их перечень размещен на сайте Агентства автомобильного транспорта.

Судя по прейскурантам на сайтах поставщиков, цена устройств со средством криптографической защиты значительно выше, чем без такового (см. врез).

Минтранс обосновывал наличие криптографической защиты в тахографах повышенными требованиями к безопасности информации, которые позволят исключить несанкционированный доступ, замечает замруководителя Северо-Западного представительства Ассоциации международных автоперевозчиков Константин Шаршаков, но информацию в электронных тахографах поправить невозможно без криптографии, примеров еще не было.

Стоимость стандартных тахографов с учетом установки колеблется от 20 000 до 35 000 руб., а новые устройства с полным комплексом обслуживания могут обойтись в 70 000–100 000 руб., сетует Шаршаков.

Нагрузка на перевозчиков все возрастает, вздыхает сотрудник логистической компании: рентабельность большинства транспортных компаний и так около 10%, а сборы все растут. «Но требованиям государства приходится покориться – переоборудование машин уже начато», – печалится он.

На все международные маршруты тахографы устанавливаются уже более 10 лет, замечает Шаршаков, но действующие устройства не имеют требуемого Минтрансом средства криптографической защиты. Их придется заменить не позднее 2015 г. Тахографы необходимы для повышения безопасности движения, признает Шаршаков: «Непонятно, зачем сейчас понадобилось изобретать велосипед с новыми устройствами, – возникает мысль о коррупционной составляющей». Представитель Минтранса отказался от комментариев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать