Статья опубликована в № 3626 от 09.07.2014 под заголовком: Авторынок сильно съехал

Российский автомобильный рынок сократился на 17,3%

Падение на 12% - таков теперь прогноз Ассоциации европейского бизнеса на 2014 г. Поводом для пересмотра стало резкое снижение продажи машин в первом полугодии
Максим Стулов / Ведомости

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России упали в июне 2014 г. по сравнению с июнем 2013 г. на 17,3% до 199 398 шт., сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Это самое резкое снижение с февраля 2010 г., когда было 31,8%. За полугодие рынок снизился на 7,6%, продано 1,2 млн машин.

Хуже всех среди топ-20 марок автомобилей в первом полугодии продавались Ford (-39%), «УАЗы» (-22%) и Chevrolet (-19%). Представитель GM на вопросы «Ведомостей» не ответил. Падение продаж «УАЗов» связано с общей ситуацией на рынке, говорит представитель «Соллерса». «Данный временный спад связан с общим снижением рынка, а также C-сегмента. Мы ожидаем укрепления позиций после выхода кроссовера EcoSport во втором полугодии», - говорит представитель FordSollers. К общим негативным тенденциям эти марки добавили приостановку производства, объясняют падение продаж Ford, «УАЗов» и Chevrolet исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

По росту лидирует Nissan - 29% (см. график). Представитель Nissan на вопросы не ответил. Помог выход на оптимальную мощность производства Almera на «АвтоВАЗе», появление нового Qashqai, а также эффект низкой базы у бренда Nissan в 2013 г., считает Удалов.

Продажи лидера рынка, Lada, упали в январе - июне на 15%. Снижение продаж более всего затронуло бюджетный сегмент, комментирует представитель «АвтоВАЗа». Но доля Lada Granta растет уже три месяца - с 5,7% в начале года до 7% в июне, растет и доля Lada Largus - с 3% в начале года до 4% в июне. Выпуск новых моделей позволит «АвтоВАЗу» получить 20% рынка в 2014 г., уверен представитель завода. В первом полугодии доля Lada составила 15,7%, следует из отчета АЕБ.

«Авторынок продолжает движение вниз с увеличенной скоростью», - констатирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По прогнозу АЕБ, во втором полугодии продажи снизятся на 16% до 1,2 млн шт., а всего за 2014 г. рынок сократится на 12% до 2,45 млн машин. Прогноз скорректирован, прежде АЕБ считала, что снижение составит 1,6%, продано будет 2,7 млн машин.

Во II квартале сказался эффект девальвации рубля: цены на иномарки росли, люди старались купить их по старым ценам, что отъело спрос во II квартале, комментируют Удалов и старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. На традиционное снижение потребительской активности в период отпусков накладываются экономические факторы, соглашается гендиректор группы «Рольф» Татьяна Луковецкая.

Президент Volvo Car Russia Джон Стек своего прогноза не дает, но уверяет, что драматизировать ситуацию не стоит, она в корне отличается от того, что было в 2009 г. (см. график). По оценке Беспалова, в 2014 г. продажи легковых автомобилей и LCV сократятся на 5-10%, Удалов говорит о 7-10%, Литвиненко - о 8-12%. Прогноз Renault (марка - лидер среди иностранных компаний в первом полугодии) - минус 10%.

Стек полагает, что восстановление рынка будет идти очень постепенно, рост станет более размеренным, а покупатели - более осмотрительными. В 2015 г. продажи, скорее всего, будут на уровне 2014 г. или немного вырастут из-за эффекта низкой базы и отложенного спроса, а в 2016 г. будет рост, считает Литвиненко. Беспалов обещает рост уже в 2015 г. В 2015 г. рынок точно не вырастет, уверен представитель «Соллерса».

Низкие продажи и негативный тренд на рынке заставят автоконцерны и дилеров говорить с правительством о господдержке, считает Беспалов. Без господдержки не обойтись, мы продолжим на этом настаивать, говорит представитель «Соллерса». «Пока нет даже диалога у автодилеров и Минпромторга. Похоже, правительство не слышит автобизнес», - сетует Луковецкая.

Получить комментарии Минпромторга не удалось. Министерство предупреждало, что в бюджете нет денег на возобновление госпрограмм утилизации автомобилей и льготного автокредитования, напоминает Беспалов. Рынку нужны долгосрочные меры поддержки, связанные с обновлением парка, например многолетняя программа утилизации автомобилей, считает Литвиненко.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать