«Ростех» пока не получил право собирать плату с грузовиков

Конкурс формально продлен, госкорпорация ждет окончательного решения в ближайшее время
Андрей Махонин/ Ведомости

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт на прошлой неделе распорядился в очередной раз продлить конкурс по системе взимания платы с грузовиков (массой свыше 12 т). Соответствующий приказ опубликован на сайте ведомства. Срок подачи конкурсных предложений продлен еще на 30 дней.

Но еще в начале июля вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий транспорт, поручил Минтрансу и Росавтодору подготовить проекты распоряжений об отмене конкурса и о назначении единственным концессионером госкорпорации «Ростех» (копия протокола есть у «Ведомостей»). Все документы в правительство уже внесены, но пока так и не подписаны, утверждают два чиновника, курирующих инфраструктуру. Именно поэтому Росавтодор и вынужден сейчас формально продлить конкурс, объясняет один из них.

Представитель Росавтодора отказалась комментировать причины очередного увеличения сроков. Представитель Дворковича это не комментирует. На прошлой неделе представитель «Ростеха» заявил ИТАР-ТАСС, что госкорпорация ожидает, что распоряжение правительства будет подписано в ближайшее время.

Конкурс по системе взимания платы был объявлен еще осенью прошлого года, на контракт нашлись три претендента, прошедших предварительный отбор, при это условием участия был опыт создания аналогичной системы, поэтому в каждый из консорциумов вошла иностранная компания. Но правительство намерено отказаться от использования зарубежного опыта. Минтранс решил отдать приоритет российским технологиям, компонентной базе и программному обеспечению, которые и предложил «Ростех», следует из протокола. Решение обосновано соображениями национальной безопасности, объясняет федеральный чиновник: информация о передвижении грузов, в том числе специального назначения, не должна обрабатываться и храниться за границей.

Претенденты на контракт официальных уведомлений об отмене конкурса еще не получали, говорят сотрудники двух из них. Возможно, компании, прошедшие предквалификацию, попытаются потребовать возмещения затрат на участие в конкурсе, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, и консультант, близкий к Минтрансу. Но шансы что-то возместить невысоки, пессимистичен сотрудник одной из инфраструктурных компаний: в крупных проектах таких прецедентов еще не было.

Система взимания платы с грузовиков должна заработать с конца следующего года, она охватит все федеральные трассы (их свыше 50 000 км), тариф, согласно проекту постановления правительства, составит 3,73 руб./км, сборы составят около 50 млрд руб. в год, все они пойдут в федеральный дорожный фонд. Росавтодор оценивал затраты на создание системы в 26 млрд руб., «Ростех» готов построить ее на 30% дешевле, следует из протокола. На стадии эксплуатации государство оплатит расходы на содержание системы и возместит инвестиции, Росавтодор оценивал ежегодный платеж в 11 млрд руб., «Ростех» готов сэкономить еще 5%.