«Автодор» не смог сэкономить на ЦКАД

«Автодор» не смог сэкономить на ЦКАД: инвесторы не согласны на меньшее государственное финансирование из-за проблем с фондированием, начавшихся после введения санкций
Без поддержки государства ЦКАД может лишиться инвесторов/ М. Стулов/ Ведомости

На этой неделе госкомпания «Автодор» представила инвесторам еще две секции ЦКАД - третью и четвертую, самые дорогие и с наибольшей долей частного финансирования. Эти два участка образуют полукольцо к востоку от Москвы: третья секция протяженностью 105 км пройдет от Солнечногорского до Ногинского района, четвертая, протяженностью 96,5 км, - от Ногинского района до Домодедова. Все новое кольцо, которое станет платным дублером бетонки, должно быть построено до конца 2018 г.

ЦКАД - первая автодорога, строительство которой будет финансироваться из фонда национального благосостояния (ФНБ). С этой идеей в 2013 г. выступил президент Владимир Путин. «Автодор» получит из ФНБ 150 млрд руб. на строительство нового кольца вокруг Москвы. На деньги ФНБ будут выкуплены облигации «Автодора» с доходностью инфляция плюс 1 п. п., деньги будут возвращаться за счет сборов платы за проезд. Первый, пилотный, выпуск должен быть размещен уже в конце октября. Основная часть государственного финансирования, которое пойдет на строительство третьего и четвертого комплекса, должна поступить именно из ФНБ - до 80%, говорится в презентации «Автодора», остальное - субсидии бюджета.

И по третьему, и по четвертому участку ЦКАД размер государственного финансирования существенно вырос по сравнению с проектом конкурсной документации, опубликованным в конце июля (на его основе были составлены информационные меморандумы проектов, они доступны на сайте «Автодора»). Капитальный грант государства на строительство третьей секции увеличен на 11,5 млрд руб., или на 36,6%, четвертой - на 12,9 млрд, или 37%, по сравнению с ранее опубликованными параметрами проекта (см. график; стоимость в ценах соответствующих лет). Соответственно, выросла и общая стоимость обоих отрезков. Частное финансирование осталось неизменным.

Но ни дополнительных субсидий, ни увеличения инвестиций из ФНБ из-за этого не потребуется, объясняет представитель «Автодора»: финансирование не превысит того, что уже заложено в программе деятельности госкомпании. «Автодор» ранее пытался оптимизировать проект, продолжает она, но участники рынка указали, что в текущей ситуации уменьшение государственного гранта существенно снизит привлекательность проекта.

Стоимость финансирования сейчас стала особенно острой проблемой для государственно-частных инфраструктурных проектов с высокой долей внебюджетного финансирования, говорят сотрудники двух компаний, участвующих в автодорожных проектах.

Это может быть вопрос не просто стоимости, а наличия этих средств, считает сотрудник компании, участвующей в проектах «Автодора»: источники фондирования госбанков тают, ЕБРР не может финансировать новые проекты. Госбанки, попавшие под санкции, вряд ли откажутся от финансирования таких проектов, надеется человек, близкий к одной из строительных компаний: вопрос политический, деньги у них есть, но их стоимость возрастет. Правда, переложена она будет именно на государство, замечает он.

Привлечение частных денег в такой ситуации становится все более дискуссионным вопросом, вздыхает сотрудник компании, участвующей в государственно-частных проектах: их стоимость растет, а частные партнеры готовы брать на себя все меньше рисков. А проектов на рынке по-прежнему предлагается довольно много, напоминает другой собеседник «Ведомостей», чем меньше средств, тем сильнее эти проекты между собой конкурируют, а заявок на конкурсах или реальной конкуренции за проект будет все меньше.

На роуд-шоу снижения интереса видно не было, подчеркивает представитель «Автодора»: окончательно интерес рынка можно будет оценить, только когда будут поданы заявки. Срок подачи для обоих проектов - конец октября и начало ноября соответственно.