Автопром Петербурга в прошлом году сократил выпуск на 8%

Это первое снижение с 2009 г. В этом году спад будет серьезнее, считают эксперты
В прошлом году автозаводы были загружены на 85%/ Е. Егоров/ Ведомости

В 2014 г. петербургские заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai произвели 361 400 машин, что на 8% меньше, чем в прошлом году, подсчитали в «Auto-Dealer-СПб». По данным агентства, загрузка производственных мощностей петербургских заводов в 2014 г. составила в среднем 85%. Российский автопром в 2014 г., по данным Росстата, сократился на 9,7% - до 1,7 млн машин. В 2013 г. производство автомобилей в Петербурге выросло на 1%, в 2012 г. - на 50% по отношению к предыдущему году. За всю историю петербургского автопрома выпуск сокращался только в 2009 г. - в 2,3 раза по сравнению с 2008 г. до 19 900 штук.

В декабре 2014 г. объем производства составил 31 600 новых автомобилей, что на 8% меньше, чем в декабре 2013 г., и на 9% больше, чем в ноябре. После апреля декабрь стал самым успешным месяцем для производства автомобилей. Доля петербургского автопрома в общероссийском выросла за год с 20,5 до 21,3%.

В прошлом году завод Hyundai произвел 237 000 автомобилей (+3,9%), из них 22 400 - в декабре, сообщила представитель завода. План на 2015 г. - 228 000 машин. Предприятие работает в три смены, планов по остановке производства нет, добавила она.

Завод «Тойота» в Петербурге в 2014 г. выпустил 36 612 автомобилей Toyota Camry, что на 2,6% больше, чем в прошлом году, говорит представитель завода. Завод работает пять дней в неделю в две смены, сокращений и остановок производства не планируется, сообщила она.

GM в 2014 г. произвел 36 708 автомобилей (включая крупноузловую сборку), что на 55% меньше, чем в прошлом году, рассказала его представитель. Завод работает в одну смену, с 23 марта по 15 мая 2015 г. он остановит конвейер из-за ситуации на российском автомобильном рынке. На заводе Nissan вчера не ответили на запрос «Ведомостей». Nissan проводит анализ и разработку плана на 2015 г.: в ближайшие месяцы будет предпринято несколько приостановок завода в связи с сокращением спроса на рынке, сообщил представитель завода на прошлой неделе.

В 2015 г. вновь будут проблемы у GM: компания не обновляет флагманские модели и у нее невысокая степень локализации, что влияет на конечную цену машин, говорит гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. По итогам года производство автомобилей в Петербурге может сократиться на 10-15%, добавляет он.

Автопром Петербурга снизился меньше российского за счет завода Hyundai, машины которого хорошо себя чувствуют на рынке, говорит инвестдиректор SI Capital Partners Иван Бончев. По его оценке, производство машин в России в 2015 г. упадет на 50%. Вслед за автопроизводителями проблемы почувствуют поставщики компонентов, говорит Бончев: «Главные факторы для поставщиков - это объемы и условия оплаты. Почти все они работают на зарубежных комплектующих, и в 2015 г. не избежать волны банкротств поставщиков».

По словам гендиректора Gestamp Владимира Березанского, автопроизводители в 2014 г. снижали заказы на компоненты в соответствии с сокращением своих производственных программ. В этом году заказы от некоторых автопроизводителей снизились на 45-50% по сравнению с ноябрем 2014 г., добавляет он, не называя заказчиков. Gestamp поставляет штампованные компоненты GM, Nissan и Hyundai.

Поток инвесторов в производство автокомпонентов не сократился, утверждает Майя Свиридова, представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО. Наиболее привлекательны для сотрудничества, по ее словам, заводы Nissan и Toyota, которые в прошлом году расширили производство. К сентябрю откроется несколько производств, добавляет она, не уточняя деталей.