Мировые автоконцерны готовятся к возвращению в Иран

Там им предстоит столкнуться с конкуренцией от китайских автопроизводителей
На иранском рынке прежде доминировали французские компании Renault и Peugeot/ Vahid Salemi/ AP

"Западные автопроизводители <...> обнаружат, что ландшафт изменился благодаря новым конкурентам из Китая", - говорит аналитик LMC Automotive Закия Субхан, приводя в пример Chery Auto, Lifan Industry и Jianghuai, извлекших пользу из образовавшегося после ухода Peugeot и Renault вакуума. Zhejiang Geely, владеющая шведской Volvo Cars и брендом Geely, уже далеко продвинулась в переговорах по запуску CKD-сборки в Иране с первоначальной мощностью около 20 000 машин в год. Это будет ее первым сборочным заводом в стране, где уже налажен сбыт автомобилей.

Мировые автомобилестроительные концерны несколько лет готовились к вторжению в Иран, ожидая отмены международных санкций. Но когда они придут во вновь открывшуюся страну - а для многих возврат был очень долгожданным, - им придется делиться добычей с агрессивными китайскими конкурентами, пишет Financial Times.

После заключения исторического соглашения по иранской ядерной программе многие автопроизводители - от британского люксового бренда Bentley до производителя массового сектора PSA Peugeot Citroen - толпятся у входа на сулящий большие прибыли авторынок Ирана, пишет британское издание. Источники в отрасли говорят, что немецкие и французские автоконцерны массового сектора, построившие значительный бизнес в Иране до введения санкций, возглавят наступление на этот рынок.

Иран — крупнейший рынок Ближнего Востока, где в прошлом году было продано 900 000 легковых автомобилей и произведено 1,1 млн. До конца десятилетия Иран может стать важнейшим региональным центром автомобилестроения, увеличив выпуск машин до 3-4 млн в год, уверен руководитель направления мирового автопрома в инвестбанке Rothschild Викас Сехгал. В этом году в стране будет произведено 1,4 млн автомобилей согласно прогнозу LMC Automotive. Для многих автоконцернов открытие иранского рынка может компенсировать проблемы на рынках России, Китая и Бразилии. На прошлой неделе UBS ухудшил прогноз глобального роста продаж автомобилей на 2015 г. до 1,3%, минимума с 2010 г.

"У Ирана ошеломляющий потенциал, - считает управляющий директор консалтинговой компании Gao Feng Advisory Билл Руссо (цитата по Financial Times). - Если искать белые пятна - места, где вы никогда не продавали раньше, - Иран именно сейчас представляет одну из лучших возможностей в мире". Бурному росту иранского рынка, как ожидается, будет способствовать высокая численность населения - почти 80 млн человек, большинству из которых меньше 30 лет, а также растущая доля среднего класса и высокий потенциал в области энергетики: по доказанным запасам нефти Иран занимает четвертое, а по запасам газа - второе место в мире, отмечает «Интерфакс».

На иранском рынке прежде доминировали французские компании Renault и Peugeot, поставлявшие в страну машинокомплекты, из которых затем собирались автомобили на заводах иранских производителей, например Iran Khodro и Saipa. Только одна Peugeot в 2011 г. продала в стране более 450 000 автомобилей, контролируя около трети рынка перед введением санкций и заключением альянса с американской General Motors, подтолкнувших французского автопроизводителя к уходу из страны. В марте 2014 г. Peugeot-Citroen заключила сделку с китайской Dongfeng Motor и правительством Франции, в результате которой они получили по 14% в ее капитале французского автостроителя.

Путь назад не будет легким, полагает британское издание. Конкуренты, в том числе недорогие китайские марки, не нашедшие спроса на развитых автомобильных рынках, появились в Иране, чтобы заполнить образовавшуюся после введения санкций пустоту.

Иран стал главным экспортным направлением для китайских автоконцернов в 2014 г., поставки из Китая достигли 114 000 легковых и коммерческих автомобилей, по данным Bernstein Research.

«Они давно имеют виды на этот регион, - говорит Руссо про китайцев. - Теперь, когда им заинтересовался весь остальной мир, у Китая уже есть широкие возможности».

Конкуренция от азиатских и местных брендов не останавливает Peugeot. Французская компания в апреле подписала соглашение с бывшим партнером Iran Khodro, крупнейшим автопроизводителем страны, чтобы перезапустить производство, как только это станет возможным. Peugeot пытается повысить продажи и прибыльность в соответствии с планом реорганизации бизнеса.

Но аналитики считают, что больше всего выгоды сможет получить Volkswagen, который может предложить и немецкую родословную машин, и коллекцию марок во всех ценовых сегментах.

Автомобильная отрасль Ирана, на долю которой приходится около десятой части в ВВП страны, одной из первых извлекла выгоду из нормализации отношений с Западом после подписания временного соглашения по ядерной программе в конце 2013 г.