«Камаз» надеется удвоить продажи грузовиков во втором полугодии

Но это не избавит его от падения по итогам года
По сравнению с первой половиной года компания ожидает рост на 10–15%/ Е. Разумный/ Ведомости

Во второй половине 2015 г. «Камаз» рассчитывает продать на российском рынке около 13 400 грузовиков, следует из слов заместителя гендиректора компании по продажам и сервису Сергея Афанасьева (его выступление опубликовано в корпоративной газете «Вести «Камаза»). Это в 1,8 раза больше, чем продано в первом полугодии – 7520. В прошлом году продажи автомобилей «Камаз» в России были гораздо более равномерными (см. график).

Из слов Афанасьева выходит, что по итогам 2015 г. «Камаз» может реализовать около 21 000 грузовиков – это на 35% меньше, чем годом прежде. Правда, в целом рынок может сократиться еще больше – на 40%, прогнозировала компания. «Автостат» прогнозирует даже большее падение – на 45–50%.

Лучше рынка «Камаз» чувствует себя и сейчас: в первом полугодии продажи тяжелых грузовых автомобилей массой 14–40 т (основной сегмент для «Камаза») рухнули на 64% до 13 500, а продажи «Камаза» – на 53%, говорил представитель предприятия. Но «второе полугодие однозначно ожидаем лучше», заверял гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Корпоративные заказчики, по его словам, уже «начинают просыпаться». По сравнению с первой половиной года компания ожидает рост на 10–15%.

О некотором оживлении спроса можно судить по изменению режима работы конвейера «Камаза»: в июне он работал семь дней, а в июле планировалась работа в течение восьми, но «в связи с увеличением заказа» один из дней простоя, намеченный на 22 июля, был отменен.

«Ситуация непростая, но мы стараемся выжать из нее все <...> возможное, – говорит Афанасьев. – У нас есть производство газомоторной техники – на стадии заключения контракт с «Газпромом» (кроме того, государство субсидирует закупку газомоторной техники регионами. – «Ведомости»). Еще один значительный плюс – новый продукт, тягач «Камаз-5490». В июле мы планируем реализовать 80 машин, до конца года – 1500».

На руку «Камазу» и девальвация рубля. «Клиенты, которые собирались покупать европейские грузовики, но из-за повышения валютного курса отказались <...> переключают внимание на наши тягачи», – говорит Афанасьев. Scania, российский лидер среди европейских марок и владелец сборочного завода в Санкт-Петербурге, продала в январе – июне 2015 г. в России 1212 грузовиков (минус 60,5% к тому же периоду 2014 г.), а Mercedes-Benz, партнер «Камаза» по совместному предприятию, выпускающему грузовики, – 752 (минус 45,3%), подсчитал «Автостат». Их представители, как и представитель группы ГАЗ, на вопросы «Ведомостей» не ответили. Прогнозировать продажи по-прежнему очень сложно, рынок сжался настолько, что один удачный или, напротив, неудачный месяц может сильно повлиять на общую статистику, объясняет сотрудник одного из заводов.

Продажи «Камаза» так сильно упали, что рост в два раза во второй половине года по сравнению с первой выглядит реалистично, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Второе полугодие для сегмента коммерческой техники традиционно сильнее первого, в том числе и потому, что госзакупки совершаются ближе к концу года, напоминает он. В прошлом году это помогло «Камазу» сохранить продажи во втором полугодии на уровне первого, добавляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Плюс к тому к концу года ожидается улучшение ситуации в экономике, что напрямую отразится на продажах коммерческой техники, надеется Беспалов.

Удвоить продажи во втором полугодии по сравнению с первым «Камазу» удастся только с помощью господдержки, в том числе закупок для госнужд, считает Удалов. Предприятие участвует в нескольких программах поддержки рынка и отрасли – обновления автопарка, льготного автолизинга, закупок техники федеральными органами власти. К примеру, на программу обновления парка приходится 40–50% ежемесячных продаж «Камаза», говорил в июне Когогин.

Представитель «Камаза» не стал комментировать цифры, названные Афанасьевым.