Volkswagen попал под уголовное расследование в США

Концерн признал проблему с «закладками» ПО в 11 млн автомобилей, «дизельный скандал» обрушил капитализацию концерна на 25 млрд евро
Во вторник автоконцерн со ссылкой на данные внутреннего расследования заявил, что программным обеспечением «с закладками» были оборудованы и другие машины с дизельными двигателями/ AFP

Гендиректор крупнейшего в Европе производителя автомобилей Volkswagen Мартин Винтеркорн уйдет в отставку в конце недели, сообщило немецкое издание Tagesspiegel со ссылкой на источник в наблюдательном совете автоконцерна. Его место должен занять гендиректор Porsche Маттиас Мюллер. Представитель Volkswagen назвал эту информацию «нелепой», пресс-секретарь Porsche заявил, что Мюллер находится на совете директоров Volkswagen в штаб-квартире компании в Вольфсбурге.

Президиум наблюдательного совета должен собраться в среду. Ранее в апреле этот орган, включающий наиболее влиятельных членов совета, рекомендовал продлить контракт Винтеркорна до конца 2018 г., голосование намечалось на 25 сентября. В апреле президиум принял решение сохранить пост за Винтеркорном вопреки его конфликту с одним из основных владельцев группы – Фердинандом Пьехом. В результате Пьех и его супруга Урсула покинули все посты в Volkswagen.

Отставка Винтеркорна может стать следствием фальсификаций выбросов дизельных двигателей концерна, обнаруженных Агентством по защите окружающей среды США (EPA) и Калифорнийским советом воздушных ресурсов (CARB). В конце прошлой недели они сообщили, что контроллеры дизельных двигателей TDI объемом 2,0 л в автомобилях Volkswagen 2009–2015 гг. выпуска могли распознавать оборудование проверки выхлопных газов и включали систему фильтрации вредных выбросов на полную мощность. Когда автомобиль эксплуатировался в обычных условиях, система работала со значительным снижением эффективности. В результате выброс оксидов азота мог превышать установленную в США норму почти в 40 раз.

Во вторник автоконцерн со ссылкой на данные внутреннего расследования заявил, что программным обеспечением «с закладками» было оборудованы и другие машины с дизельными двигателями. «На большинство этих двигателей программное обеспечение не оказывает никакого эффекта», - сообщила компания. Заметные расхождения между результатами стендовых испытаний и фактическими выбросами при повседневном использовании касаются исключительно автомобилей с двигателями типа EA 189, утверждают в VW. Таких автомобилей по всему миру продано 11 млн. Ранее EPA обязало Volkswagen отозвать с рынка 482 000 машин марок Volkswagen и Audi. Автоконцерну может грозить штраф $18,075 млрд.

Volkswagen сообщил, что выделит 6,5 млрд евро для покрытия расходов на устранение проблемы. Они отразятся в отчетности за III квартал и на годовых результатах концерна.

После публикации заявления акции Volkswagen на бирже во Франкфурте упали еще на 20% (до 106,45 евро на 17.30 мск, согласно данным Bloomberg), обрушив рыночную капитализацию компании с начала кризиса на 38%, или 25 млрд евро. В понедельник акции VW рухнули на торгах Франкфуртской биржи на 18,6% (с 162,4 до 132,2 евро), в течение дня падение достигало 22,78%. "Самое худшее во всей этой ситуации заключается в том, что пока невозможно оценить потери компании [Volkswagen], - сказал аналитик WGZ Bank Матиас Яспер. - Разбирательства могут растянуться на годы, и это беспокоит инвесторов, даже самых долгосрочных".

США начали уголовное расследование в отношении концерна, сообщило AFP во вторник днем со ссылкой на собственный источник, близкий к следствию.

Многие страны могут потребовать от немецкого автопроизводителя объясниться за качество своих машин. Министр транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ Александер Добриндт создаст комиссию для расследования скандала вокруг концерна Volkswagen, передает ТАСС. Комиссия проверит, были ли упомянутые автомобили произведены и протестированы в соответствии с германскими и европейскими правилами, сказал министр. 

Во Франции будет проведено собственное "углубленное расследование" в отношении Volkswagen в связи с возможным нарушением экологических норм, сказала министр экологии, устойчивого развития и энергетики республики Сеголен Руаяль. Расследование будет вести Технический союз по автомобилям, мотоциклам и велосипедам (UTAC), который запросит сведения от EPA. Местные автопроизводители должны доказать, что во Франции подобных действий не предпринималось, сказала министр. О намерении провести расследование в отношении VW заявило во вторник министерство транспорта Италии. В понедельник разобраться выбросами машин VW пообещала Южная Корея.

Во вторник министр финансов Франции Мишель Сапен призвал провести расследование "на европейском уровне", чтобы "успокоить" общественность. Внимание регулирующих органов может обратиться также на других автопроизводителей, которых, скорее всего, ожидают дополнительные проверки.

По данным некоммерческой организации Международный совет по чистому транспорту (ICCT), которая помогала раскрыть фальсификации, "не исключено", что Volkswagen использовал те же методы маскировки высоких выбросов в Европе. "Региональным регуляторам следует определить", присутствует или нет "мошенническое программное обеспечение в машинах, как в Соединенных Штатах", сказал AFP исполнительный директор ICCT Дрю Коджак.

Общества охраны окружающей среды, в частности в Германии, подозревают, что открылась только верхушка айсберга и что другие производители могли использовать подобные методы. Акции компаний автомобильного сектора снизились на фондовом рынке во вторник. Акции немецких автопроизводителей Daimler и BMW снизились соответственно на 6,1 и 5,1%. Peugeot потерял 8,8%, Renault - 7,1%. Во вторник акции автомобилестроительных компаний снижались рекордными темпами с 2008 г., отмечает Bloomberg.