Падение продаж новых легковых автомобилей в марте замедлилось до 10%

Участники рынка говорят об «оживлении спроса», другое объяснение – сезонность
Падение продаж новых легковых автомобилей в марте замедлилось до 10%/ А. Гордеев/ Ведомости

В марте в России продано 125 917 новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 10% меньше, чем за этот же месяц 2015 г., сообщил Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Это лучше показателей и января, и февраля, тогда продажи снизились на 29,1 и 13,4% соответственно.

По сравнению с февралем 2016 г. мартовские продажи автомобилей увеличились на 13,2%, свидетельствуют данные АЕБ. Правда, в феврале рост был более впечатляющим: продано на 35,8% больше машин, чем в январе 2016 г. Годом ранее продажи в марте выросли на 9% к предыдущему месяцу, в феврале – на 11,2%.

За I квартал 2016 г. рынок сократился на 16,9% – продано 319 092 машины, согласно АЕБ.

Тройка лидеров не изменилась: Lada, Kia и Hyundai. Lada продолжает отставать от рынка: в марте 2016 г. продано на 19% меньше, чем в марте 2015 г., тот же показатель был у марки в феврале, а значит, отставание увеличилось. Продажи Kia выросли на 2% в годовом сравнении, у Hyundai положение еще хуже, чем у Lada, – минус 21%.

В марте потребители привыкли к новым ценам и комплектациям, все больше людей посещают шоурумы, замечает представитель BMW Group. По его словам, последний раз цены на BMW поднимались в феврале в среднем на 3%. Сказывается и эффект низкой базы: повышенный спрос декабря 2014 г. уже не отразился на продажах марта 2015 г., продолжает представитель BMW Group. Мартовские продажи компании в России составили 2760 штук, примерно как в феврале, год к году – выросли на 23%.

За I квартал 2016 г. автомобилей Ford продано на 87% больше, чем годом ранее, благодаря обновленному модельному ряду и росту популярности SUV, доля рынка Ford выросла за квартал с 1,3 до 3% (4071 автомобиль), сообщал Ford Sollers 6 апреля. В марте марка стала лидером среди массовых по темпу роста год к году: плюс 120%. Выросли и продажи Skoda – на 6% до 4820 машин, больше купили российских марок ГАЗ и УАЗ – на 11 и 50% соответственно, указывает АЕБ.

Наибольшее снижение показали Datsun (-51%, 1717 машин), Mitsubishi (-45% до 1783), Volvo (-45%, 518 машин), по данным АЕБ.

У Nissan (продажи к февралю выросли на 18%, год к году не изменились) основные продажи пришлись на автомобили российского производства – X-Trail, Almera, а для Qashqai март оказался лучшим за финансовый год с апреля 2015 г. по март 2016 г., говорит представитель Nissan в России (марки Nissan и Datsun) Роман Скольский. Что касается Datsun, то в марте 2015 г. был ажиотаж, связанный с запуском бренда и поддержанный девальвацией рубля, а еще были выполнены заказы по запущенному в том месяце mi-DO, указывает он.

Авторынок в целом еще не в очень хорошей форме, но постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения, приводятся в сообщении слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. По его мнению, на дальнейших результатах в большей степени скажется «макроэкономическое окружение» и «последовательность усилий правительства по стимулированию на рынке в ближайшие месяцы».

По итогам I квартала нет ощущения, что все сложности позади, говорит председатель совета директоров «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев. Замедление падения продаж объясняется низкой базой прошлого года, а стабилизироваться рынок должен во второй половине, считает он.

С ним согласен аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. На замедлении падения сказываются, помимо низкой базы, и первые признаки стабилизации в экономике, указывает он. Дно достигнуто, заметно оживление спроса, но учитывается и сезонный фактор: март и апрель – традиционно лучшие по продажам месяцы в году, говорит президент «Фаворит моторс» Владимир Попов. Если раньше автомобили покупали только как средство передвижения, то сейчас интересуются и новинками, указывает он.

Беспалов считает, что рынок упа­дет на 5–10%, а Попов ожидает 5%-ного роста.

В 2016 г. российский авторынок сократится на 4,7% до 1,53 млн машин, прогнозировал в январе Шрайбер. Падение будет на 10–14% – до 1,1–1,2 млн автомобилей, сообщал в феврале PricewaterhouseCoopers. Британский автодилер Inchcape в годовом отчете в марте указывал, что падение российского авторынка в этом году составит 10%.