Nissan получит контроль над Mitsubishi Motors за $2,2 млрд

Сделка должна помочь автопроизводителю преодолеть кризис, вызванный вскрытием махинаций с расходом топлива машин
Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон и председатель правления и гендиректор Mitsubishi Motors Осаму Масуко/ Eugene Hoshiko/ AP

Nissan Motor купит 34% в Mitsubishi Motors и станет ее крупнейшим акционером. О сделке объявил президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон на совместной пресс-конференции с представителями Mitsubishi. Mitsubishi Motors продает этот пакет за $2,2 млрд (237,4 млрд иен), говорится в пресс-релизе Nissan. «Мы поможем этой компании выстоять перед возникшими вызовами и восстановить доверие к ней потребителя после скандала с подтасовками данных о расходах топлива», - сказал Гон (цитата по Financial Times). Председатель правления и гендиректор Mitsubishi Motors Осаму Масуко напомнил об успешном опыте участия Nissan в различных альянсах. Mitsubishi Motors нуждалась в помощи, и углубление партнерства с Nissan станет «важным шагом» к восстановлению доверия к подмоченной репутации бренда, сказал Масуко.

Новый альянс будет распространяться на закупки, совместные платформы, производство, развитие технологий и целевые показатели снижения издержек. Nissan также передаст свой опыт администрирования и корпоративного управления, чтобы помочь Mitsubishi восстановить доверие к бренду. Nissan является вторым среди японских производителей по продажам, Mitsubishi Motors - шестым.

"Сотрудничество взаимовыгодно, - сказал Гон. - Мы верим в потенциал Mitsubishi Motors». Nissan, как крупнейший акционер Mitsubishi Motors, будет «оберегать и поддерживать» бренд Mitsubishi, пообещал Гон. К соглашению удалось прийти быстро, потому что Mitsubishi была открытой и честной, сообщая о масштабе своих проблем, добавил Гон. Nissan завершит сделку только после проведения полной оценки финансового состоянии компании.

В компании заявили, что планируют подписать соглашение к 25 мая, и тогда в совет директоров Mitsubishi Motors войдут четыре представителя Nissan. Также человек из Nissan может быть назначен председателем правления Mitsubishi Motors, сообщили компании в четверг. Сделка будет считаться недействительной, если не завершится в течение года, передает Automotive News.

Ранее о возможной сделке сообщали СМИ со ссылками на источники. Позже компании сделали раздельные заявления на Токийской фондовой бирже и подчеркнули, что решение пока не принято, сообщал Bloomberg. Предполагалось, что советы директоров каждой компании обсудят ситуацию 12 мая. Ранее СМИ сообщили, что Nissan может купить 33% акций конкурента, который сейчас по рыночной оценке стоит около $1,5 млрд. Reuters, газеты Nikkei и The Wall Street Journal (WSJ) называли сумму обсуждаемой сделки в $1,8 млрд, или 200 млрд иен. Переговоры находятся на начальной стадии, говорится в официальных пресс-релизах. По информации Nikkei и Reuters, речь идет уже о завершающих раундах переговоров. По данным источников Bloomberg, возможность купить долю в Mitsubishi изучают и некоторые другие компании, в том числе китайская BAIC Motor.

Nissan станет крупнейшим совладельцем компании-конкурента, отмечает WSJ. Когда Nissan получит больше трети в Mitsubishi, по японским законам у него будет право вето при принятии существенных решений в отношении компании. Издание считает, что в целом сделка повлечет за собой перестройку на автомобильном рынке Японии, где сейчас действуют восемь автопроизводителей. Nissan сделка даст шанс расширить присутствие на некоторых рынках Азии, где его машины слабо представлены, а Mitsubishi, у которой хорошие позиции в Азии, сможет получить плюсы за счет растущей доли Nissan на рынке Северной Америки.

20 апреля Mitsubishi Motors признала, что ее сотрудники при проведении тестов занижали данные о расходе топлива автомобилей. Несоответствие заявленных и реальных показателей расхода топлива были обнаружены Nissan, для которого производились микролитражные автомобили, сообщала компания. Затем Mitsubishi Motors призналась, что неправильной расчет расхода топлива практиковался в течение 25 лет.

У Nissan и Mitsubishi Motors есть СП NMKV, ведущее разработку микролитражек под брендами двух компаний и компании расширят нынешнее партнерство, сообщила Nissan. Продажи этих моделей были приостановлены в конце апреля после начала скандала с подтасовками данных о расходе топлива. Масуко заявил 11 мая журналистам, что его компания хочет сохранить сотрудничество с Nissan. Также он сказал, что у компании достаточно наличных средств, чтобы покрыть затраты, связанные со скандалом с подтасовками данных по расходу топлива. Тогда же Mitsubishi заявила, что не будет просить помощи у компаний Mitsubishi Group - Mitsubishi Heavy Industries и Mitsubishi.

Сотрудничество с Mitsubishi по разработке и производству миникаров очень важно для Nissan, поскольку на сегмент приходится около 40% продаж на местном рынке. Nissan отказался от собственного бизнеса микролитражных машин в ползу совместного предприятия с Mitsubishi в 2010 г.

Еще важнее для компаний могут стать возможности объединения ресурсов для разработки электромобилей, технологии, в которую обе автомобильные компании ставят на центральное место в стратегии роста. «Это простой способ выйти на положительный результат, - сказал Automotive News ведущий автомобильный аналитик в Deutsche Securities Курт Зангер. - В конце концов, это гораздо больше, чем японский рынок микролитражек.»

На фоне сообщений о махинациях с расходом топлива котировки Mitsubishi Motors упали примерно на 45%. 12 мая торги этими бумагами не проводились, отмечает Reuters. По данным WSJ, на информации о возможной сделке акции Nissan подешевели утром в четверг на 2,4%. По оценкам аналитиков, Mitsubishi придется потратить около $1 млрд на компенсации покупателям миникаров в Японии и возврат налоговых льгот и накладные расходы.

Инвесторам Nissan, возможно, придется подождать уточнений по условиям сделки, которые будут касаться рисков и последствий скандала с подтасовками, комментировал Bloomberg переговоры эксперт Джо Филлиппи из AutoTrends Consulting. По его мнению, из-за этого в сделке будет необычайно много оговоренных условий на случай всяких возможных осложнений, и все это скажется на цене, которую предложит покупатель.

Пока крупнейшим акционером в Mitsubishi Motors является Mitsubishi Heavy Industries, которой принадлежит около 20% автопроизводителя, корпорации Mitsubishi принадлежит 10%, банку Tokyo-Mitsubishi UFJ - около 4%. Компании группы Mitsubishi спасли автопроизводителя в 2004 г., выкупив его привилегированные акции после расторжения партнерства с DaimlerChrysler. Примерно два года назад автопроизводитель вернул компаниям долги, но три из них сохранили в общей сложности около 34% в Mitsubishi Motors.

Крупнейшим партнером Nissan является Renault, которой принадлежит 43% голосующих акций в японском автопроизводителе. Nissan, в свою очередь, контролирует 15% без права голоса в Renault.